Информационный интернет-ресурс; не является официальным источником какого-либо религиозного объединения
Меню сайта

Архив записей

VK
Посещаемость

· RSS 22.12.2024, 13:41

Главная » 2024 » Февраль » 25 » Недѣля о мытарѣ и фарисеѣ
12:00
Недѣля о мытарѣ и фарисеѣ

Мытаря́ иногда́ ще́дре оправда́ Спа́се благі́и, очи́сти возопи́вша, и мене́ окая́ннаго презрѣ́въ безмѣ́рная прегрѣше́нія спаси́, Долготерпѣли́ве, и́же Еди́нъ сы́и Благопремѣни́тель (Кондакъ, гласъ 2).

Коль фарисействуешь ты, будь от храма далече. Ибо Христос изнутри, и смиренный приятен Ему (Синаксарь в неделю о мытаре и фарисее).

Приготовление к Святой Четыредесятнице начинается вскоре после праздника Богоявления Господня, в соответствии с тем, что Господь Иисус Христос вскоре после Своего Крещения удалился в пустыню для поста, в воспоминание о котором и установлена Четыредесятница. Собственно Четыредесятницу предваряют четыре подготовительных Недели: Неделя (без седмицы) Мытаря и фарисея; седмицы и Недели: о блудном сыне, мясопустная и сыропустная («сырная»). В продолжение подготовительных недель Церковь приучает христиан к подвигу поста постепенным усилением воздержания.

Такое особое приготовление к посту Четыредесятницы есть древнее установление Церкви. Святители IV века Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский и другие отцы Церкви оставили беседы и слова, сказанные ими в преддверии поста ещё не наступившего, а только ожидаемого...

Приготовляя людей к посту и покаянию, Церковь примером мытаря и фарисея указывает на истинное начало и основание покаяния и всякой добродетели – смирение, и на главный источник греха и препятствие к покаянию и добродетели – гордость.

Шиманский Г.И. Литургика. Раздел 13. Подготовительные недели Великого поста.

2 Тим 3:10-15; Зач. 296

Чадо Тимоѳeе, послѣдовалъ ми еси учeнію, житію, привѣту, вѣрѣ, долготерпѣнію, любви, терпѣнію, изгна ніемъ, страданіемъ, якова же ми быша во антіoхіи, и во иконіи, и въ листрехъ. и якова изгнанія пріяхъ и отъ всѣхъ мя избавилъ есть Господь. и вси хотящеи благо вѣрно жити о Христѣ Ісусѣ гоними будутъ. лукавіи же человецы, и чародѣе преуспѣютъ на горшее, прельщающе и прельщаеми. Ты же пребывай въ нихъ же научeнъ еси и вѣренъ бысть, вѣдыи отъ кого научился. и яко измлада священная писанія умѣеши, могущая тя умудрити во спасеніе, вѣрою яже о Христѣ Ісусѣ.

Лк 18:10-14; Зач. 89

Рече Господь притчу сію. человѣка два внидоста въ церковь помолитися. единъ фарисeй, а другіи мытарь. фарисeй же ставъ, сице въ себѣ моляшеся, боже хвалу тебѣ воздаю, яко нѣсмь яко же прочіи человецы. хищницы неправедницы, прелюбодѣе, или яко же сeй мытарь. пощуся два краты въ суботу, десятину даю всего елика притяжу. Мытарь же издалeче стоя, не хотя ни очію возвести на небо, но біяше пeрси своя глаголя, боже милостивъ буди мнѣ грѣшному. Глаголю вамъ, яко сниде сeй оправданъ въ домъ свой, паче оного. Яко всякъ возносяися смирится. смиряяи же себе, вознесeтся.

Размышление на Евангелие недели о мытаре и фарисее
(Лк 18:10-14)

А всё-таки: в чём заключается то возвеличивание себя, о котором говорит Иисус применительно к фарисею? Разве плохо соблюдать заповеди и быть религиозным человеком? Само по себе, очевидно, нет, ведь и Спаситель не осуждает фарисея, Он лишь говорит, что мытарь, которому нечего сказать Богу, кроме слов раскаяния, перед Ним правее фарисея, готового перечислять свои религиозные успехи и достижения. Но проблема, как видно, не в религиозности как таковой, и даже не в том, что она позволяет смотреть на грешника сверху вниз, а в том, что она, как это ни покажется парадоксальным, иногда может отвлечь человека от Бога. Собственно, уже одно то, что фарисей, стоя в Храме перед Богом, думает и говорит о себе, о стоящем рядом мытаре, о своей религиозности, — словом, о чём угодно, но только не о Боге, можно считать духовным провалом, по крайней мере, в той конкретной ситуации. Конечно, достижений фарисея один провал не обесценивает, но этот конкретный день он провёл в Храме без всякой духовной пользы. И парадоксальным образом именно собственная религиозность фарисея привела его к такому результату. А вот мытарь провёл время в Храме не без духовной пользы: он не оценивал ни себя, ни других. Он просто общался с Богом. Этого оказалось достаточно: ведь Богу вовсе не требуется, чтобы мы кого-то оценивали. Цену каждому из нас Он и Сам знает. А нам нужно лишь смотреть на Него. И тогда «возвеличивать себя» нам совершенно точно будет не перед кем.

БИБЛИЯ-ЦЕНТР. Мысли вслух.

Просмотров: 109 | Добавил: admin | Теги: РКЦВО