Праздник в воспоминание великого события сошествия Святого Духа установлен самими апостолами, которые ежегодно праздновали день Пятидесятницы и заповедовали всем христианам воспоминать день сошествия Святого Духа.
Название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что воспоминаемое в этот день событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, а также потому что этот праздник совершается на пятидесятый день после Пасхи. Он называется также днём Сошествия Святого Духа на Апостолов (по воспоминаемому событию) и днём Святой Троицы. Это название объясняется, главным образом, тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылось совершительное действие Третьего Лица Святой Троицы и участие трёх Лиц Божества в домостроительстве спасения человеческого рода. Поэтому Церковь в этот праздник особенно призывает верующих поклониться Триипостасному Божеству: Сыну во Отце со Святым Духом.
Сошествие Святого Духа на Апостолов есть совершение Нового вечного Завета Бога с человеками. Чтобы сподобиться тех благ, которые уготованы нам Спасителем, мы должны усвоить соделанное Христом для нас и ради нас спасение, то есть сделать это спасение собственным, своим в нашей земной жизни, соделаться Христовыми, облечься во Христа, «привиться» ко Христу и к жизни во Христе, как ветвь прививается к виноградной лозе. Совершается же это в единстве Тела Христовой Церкви силою Святого Духа, Духа Утешителя, Которого Господь Иисус Христос в день Пятидесятницы во исполнение Своего обещания ниспослал от Отца ученикам Своим и всем верующим.
В день Пятидесятницы открылась тайна Божественного Существа, тайна Святой Троицы. Догмат о Святой Троице является основным в христианстве. Им объясняется всё дело искупления грешного человечества. На вере в Триединого Бога зиждется всё христианское вероучение.
Стали говорить всеми языками. Угодно было Богу явить присутствие Духа Святого тем, что всякий, обретающий Его, говорил всеми языками. Надлежит нам знать, братия возлюбленные, что сие есть Сам Дух Святой, коим в сердца наши любовь Божия излилась. Любовь сия должна была собрать Церковь по всей земле. Некогда один человек, стяжавший Духа Святого, мог говорить всеми языками. Ныне вся Церковь, собранная воедино тем же Духом, говорит всеми языками.
И потому, если кто скажет одному из наших: «Ты стяжал Духа Святого, отчего же не говоришь всеми языками?», – сей да ответствует ему: «Разумеется, говорю, ибо принадлежу Телу Христову, то есть, Церкви, говорящей всеми языками. Ибо что иное Бог явил тогда присутствием Духа Святого, если не сие именно, что Церковь Его будет говорить всеми языками?»
Исполнилось речение Господне: «Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие, но следует вино молодое вливать в новые мехи, и сберегать то и другое». Не напрасно некоторые, услышав учеников, говорящих всеми языками, восклицали: «Они напились молодого вина». Ибо ученики сии, возродившись благодатию святости, соделались как бы новыми мехами. Полные молодого вина, то есть, Духа Святого, исполненные горения, говорили они всеми языками и сим очевидным чудом пророчествовали, что Церковь соделается вселенскою через языки всех народов.
Итак, торжествуйте в день сей как члены единого Тела Христова. Вы не напрасно празднуете, если являетесь тем, что празднуете, принадлежа сей Церкви, исполнившей вас Духа Святого и возрастающей по всей земле. Господь принимает её на земле как Церковь Свою, она же принимает Господа. Господь, подобно Жениху, не оставляет Невесты Своей, и никто не приписывает Ему иной.
К вам говорит апостол, к вам, избранным из всех народов, то есть, к Церкви Христовой, к членам Его, к Телу Его, к Невесте Его: «Снисходите друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа к союзе мир». Взгляните, – там где Он повелел нам снисходить друг ко другу, – водворил любовь, и где повелел стремиться к единению, указал на узы мира.
Сказал же сие дабы явить единство, ибо Он глава наша, а мы Его члены. Посему никто не восходил на небо, кроме Него и нас в Нём, восходящих потому, что Он, вочеловечившись, соделал нас сынами Божьими. Апостол же говорит так: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело: так и Христос». Не сказал: «Так Христос», – но – «так и Христос». Итак, много у Христа членов, но одно тело. Сошёл же с небес по милосердию Своему, и не восшёл никто, кроме Него и нас в Нём по дарованной нам благодати. И, кроме Христа, никто не сошёл, и никто не восшёл. Посему не станем приписывать телу достоинств его Главы, но будем помнить, что тело от Главы в своём единстве неотделимо.
Слово африканского церковного писателя VI века. // Литургия часов. Час чтений. – Паолине, 2003.