Информационный интернет-ресурс; не является официальным источником какого-либо религиозного объединения
Меню сайта

Архив записей

VK
Посещаемость

· RSS 18.04.2024, 04:28

Главная » 2023 » Июнь » 4 » Пятидесятница. Святая Троица. Сошествіе Святаго Духа на Апостоловъ
12:00
Пятидесятница. Святая Троица. Сошествіе Святаго Духа на Апостоловъ

Благослове́нъ еси́ Христе́ Бо́же на́шъ, И́же прему́дры ловцы́ явле́и, посла́въ и́мъ Ду́хъ Святы́и, и тѣ́ми оуловле́и вселе́нную. Человеколю́бче сла́ва Тебѣ́ (Тропа́рь, гла́съ 8).

Егда́ сше́дъ язы́ки размѣси́ раздѣля́ше племена́ Вы́шніи. Егда́ же о́гненыя язы́ки раздая́, въ совокупле́ніе вся́ призва́, единогла́сно сла́вити Всесвяты́и Ду́хъ (Конда́къ, гла́съ 8).

Дух огневидный апостолам подал Христос в дуновении бурном. Был рыбакам Божий Дух в день сей великий излит (Синаксарь в неделю святыя Пентикостии).

Праздник в воспоминание великого события сошествия Святого Духа установлен самими апостолами, которые ежегодно праздновали день Пятидесятницы и заповедовали всем христианам воспоминать день сошествия Святого Духа.

Название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что воспоминаемое в этот день событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, а также потому что этот праздник совершается на пятидесятый день после Пасхи. Он называется также днём Сошествия Святого Духа на Апостолов (по воспоминаемому событию) и днём Святой Троицы. Это название объясняется, главным образом, тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылось совершительное действие Третьего Лица Святой Троицы и участие трёх Лиц Божества в домостроительстве спасения человеческого рода. Поэтому Церковь в этот праздник особенно призывает верующих поклониться Триипостасному Божеству: Сыну во Отце со Святым Духом.

Сошествие Святого Духа на Апостолов есть совершение Нового вечного Завета Бога с человеками. Чтобы сподобиться тех благ, которые уготованы нам Спасителем, мы должны усвоить соделанное Христом для нас и ради нас спасение, то есть сделать это спасение собственным, своим в нашей земной жизни, соделаться Христовыми, облечься во Христа, «привиться» ко Христу и к жизни во Христе, как ветвь прививается к виноградной лозе. Совершается же это в единстве Тела Христовой Церкви силою Святого Духа, Духа Утешителя, Которого Господь Иисус Христос в день Пятидесятницы во исполнение Своего обещания ниспослал от Отца ученикам Своим и всем верующим.

В день Пятидесятницы открылась тайна Божественного Существа, тайна Святой Троицы. Догмат о Святой Троице является основным в христианстве. Им объясняется всё дело искупления грешного человечества. На вере в Триединого Бога зиждется всё христианское вероучение.

Шиманский Г.И. Литургика. Пятидесятница.

Деян 2:1-11; Зач. 3

Во дни оны, егда скончавашася день Пятьдесятницы, бѣша вси апостоли единодушно вкупѣ. и бысть внезапу съ небесе шумъ, яко носиму дыханію бурну, и исполни вeсь домъ идѣже бяху сѣдяще. И явишася имъ раздѣлeни языцы яко огнени. сѣде же на единомъ когождо ихъ. и исполнишася вси Духа Свята. И начаша глаголати инѣми языки, яко же Духъ даяше имъ провѣщевати. бяху же во Іерусалимѣ живущеи іудeе мужіе благоговѣйни, отъ всего языка иже подъ небесeмъ. бывшу же гласу сему, снидеся народъ, и изумѣся. яко слышаху единого когождо своимъ языкомъ глаголющемъ имъ. дивляхужеся вси и чужахуся глаголюще другъ ко другу, не се ли вси сіи суть глаголющеи галилeяне; и како мы слышимъ кождо своимъ языкомъ нашимъ, въ нeмъ же родихомся; парѳяне, и мидяне, и еламите, и живущеи между рѣкама. во Іудeи же, и Каппадокіи. въ Понтѣ, и во Асіи. во Фригіи же, и Памфиліи. во Египтѣ, и странахъ Ливійскахъ. иже по кириніи. и приходящеи римляне, іудeи же и пришeльцы критяне, и аравляне. слышимъ глаголющемъ имъ нашими языки величія Божія. дивляхужеся вси и недомышляху, единъ ко другому глаголюще. что убо хощетъ се быти; иніи же ругающеся глаголаху, яко виномъ исполнени суть.

Ин 7:37-52, 8:12; Зач. 27

Въ послѣдніи день великіи праздника, стояше Ісусъ, и зваше глаголя. аще кто жаждетъ, да пріидетъ ко мнѣ, и піeтъ. Вѣруяи въ мя, яко же рече писаніе, рѣкы отъ чрeва его истекутъ воды живы. Се же рече о Дусѣ, его же хотяху пріимати вѣрующеи во имя его. Не у бо бѣ Духъ Святыи, яко Ісусъ не у бѣ прославленъ. Мнозіи же отъ народа слышавше слово, глаголаху. сeй есть воистину пророкъ. друзіи глаголаху, сeй есть Христосъ. ови же глаголаху, еда отъ Галилeя Христосъ приходитъ; не писаніе ли рече, яко отъ сѣмене Давыдова, и отъ Виѳлеeмскыя вeси, идѣже бѣ Давидъ, Христосъ пріидетъ; распря же бысть въ народѣ его ради. нѣціи же отъ нихъ хотяху яти его, но никтоже возложи нань руцѣ. Пріидоша же слугы ко архіерeoмъ и фарисeoмъ. и рѣша имъ тіи, почто не приведосте его; отвѣщаша слугы. николиже тако глаголалъ человѣкъ, яко сeй человѣкъ. отвѣщаша убо имъ фарисeе, еда и вы прельщeни бысте; еда кто отъ князь вѣрова вонь, или отъ фарисей; но народъ сeй иже не вѣсть закона, прокляти суть. Глагола Никодимъ къ нимъ, иже пришeдыи къ нему нощію, единъ сыи отъ нихъ. еда законъ нашъ судитъ человѣку, аще не слышитъ отъ него прeжде, и разумѣетъ что творитъ; отвѣщаша, и рекоша ему, еда и ты отъ Галилeя еси; испытай и виждь, яко пророкъ отъ Галилeя не приходитъ. Пакы же имъ Ісусъ рече, глаголя. азъ есмь свѣтъ миру. ходяи по мнѣ, не имать ходити во тмѣ, но имать свѣтъ животныи.

Размышление

Стали говорить всеми языками. Угодно было Богу явить присутствие Духа Святого тем, что всякий, обретающий Его, говорил всеми языками. Надлежит нам знать, братия возлюбленные, что сие есть Сам Дух Святой, коим в сердца наши любовь Божия излилась. Любовь сия должна была собрать Церковь по всей земле. Некогда один человек, стяжавший Духа Святого, мог говорить всеми языками. Ныне вся Церковь, собранная воедино тем же Духом, говорит всеми языками.

И потому, если кто скажет одному из наших: «Ты стяжал Духа Святого, отчего же не говоришь всеми языками?», – сей да ответствует ему: «Разумеется, говорю, ибо принадлежу Телу Христову, то есть, Церкви, говорящей всеми языками. Ибо что иное Бог явил тогда присутствием Духа Святого, если не сие именно, что Церковь Его будет говорить всеми языками?»

Исполнилось речение Господне: «Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие, но следует вино молодое вливать в новые мехи, и сберегать то и другое». Не напрасно некоторые, услышав учеников, говорящих всеми языками, восклицали: «Они напились молодого вина». Ибо ученики сии, возродившись благодатию святости, соделались как бы новыми мехами. Полные молодого вина, то есть, Духа Святого, исполненные горения, говорили они всеми языками и сим очевидным чудом пророчествовали, что Церковь соделается вселенскою через языки всех народов.

Итак, торжествуйте в день сей как члены единого Тела Христова. Вы не напрасно празднуете, если являетесь тем, что празднуете, принадлежа сей Церкви, исполнившей вас Духа Святого и возрастающей по всей земле. Господь принимает её на земле как Церковь Свою, она же принимает Господа. Господь, подобно Жениху, не оставляет Невесты Своей, и никто не приписывает Ему иной.

К вам говорит апостол, к вам, избранным из всех народов, то есть, к Церкви Христовой, к членам Его, к Телу Его, к Невесте Его: «Снисходите друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа к союзе мир». Взгляните, – там где Он повелел нам снисходить друг ко другу, – водворил любовь, и где повелел стремиться к единению, указал на узы мира.

Сказал же сие дабы явить единство, ибо Он глава наша, а мы Его члены. Посему никто не восходил на небо, кроме Него и нас в Нём, восходящих потому, что Он, вочеловечившись, соделал нас сынами Божьими. Апостол же говорит так: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело: так и Христос». Не сказал: «Так Христос», – но – «так и Христос». Итак, много у Христа членов, но одно тело. Сошёл же с небес по милосердию Своему, и не восшёл никто, кроме Него и нас в Нём по дарованной нам благодати. И, кроме Христа, никто не сошёл, и никто не восшёл. Посему не станем приписывать телу достоинств его Главы, но будем помнить, что тело от Главы в своём единстве неотделимо.

Слово африканского церковного писателя VI века. // Литургия часов. Час чтений. – Паолине, 2003.

Просмотров: 105 | Добавил: admin