Вербное воскресенье вводит нас в Страстную неделю, во время которой мы призваны пройти вместе с Христом, день за днём, кульминационные мгновения Его Cтрастей и смерти, чтобы прийти с обновлённым сердцем к Его Воскресению, которое является не только важным моментом литургического года, но и источником всех других праздников года. В самом деле, все они связаны с тайной Пасхи, из которой проистекает наше спасение и спасение всего мира. Эта неделя повествует нам о целостности и верности любви Отца, Который дарит нам Своего Сына. Иисус, переживая Свои Страсти, не только смотрит на нашу нищету неприкаянных людей, живущих без любви к Отцу, но и берёт её на Себя, чтобы вернуть нас к полноте жизни через Свою смерть на Кресте – единственный путь для того, чтобы подарить нам воскресение.
Литургия состоит из двух частей. Первая из них связана с пальмовыми ветвями, то есть мессианским торжеством Христа. Верные держат в руках оливковые и пальмовые ветви (в России и на постсоветском пространстве – ветви вербы, отсюда и название праздника – Вербное воскресенье): они машут ветвями, как бы вспоминая и повторяя событие, которое объявило, Кто есть Иисус. В тот день Ему было дано имя: Христос, то есть Мессия, Царь, Помазанник Божий. Это также и наше имя, потому что мы называем себя христианами. В тот день, среди той толпы людей, Иисус позволил, чтобы были признаны и превознесены Его личность и миссия, и Он был принародно наделён титулом Христа и Мессии. Это первая фаза литургии, символизируемая пальмами, шествием, радостью, которая пронизывает её с нотой мистицизма.
Во второй части Святая Месса характеризуется чтением Страстей Господа. В отличие от первой, она отмечена скорбью, глубоким чувством волнения и надвигающейся трагедии. Литургия внезапно становится печальной и суровой, отражая то, что Иисус Христос чувствовал в глубине Своего сердца. Пусть Его чувства передадутся нам, чтобы пробудить наши чувства и эмоции! Иисус отдаёт Свою жизнь за нас, и мы не можем, мы не должны сидеть сложа руки.
Для удобства читающих Страсти Господни в тексте помещены следующие знаки:
[Х] — слова Христа;
[Е] — слова Евангелиста;
[Д] — слова других отдельных лиц;
[Н] — слова нескольких лиц или народа.
Страсти Господа нашего Иисуса Христа от Марка Мк 14, 1 — 15, 47
Заговор и решение Иудеев
[Е] Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Иисуса хитростью и убить; но говорили:
[Н] только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе.
Помазание Иисуса в Вифании
[Е] И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокажённого, и возлежал, — пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою:
[Н] к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим.
[Е] И роптали на неё. Но Иисус сказал:
[Х] оставьте её; что её смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою, и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Моё к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память её, и о том, что она сделала.
Предательство Иуды Искариота
[Е] И пошёл Иуда Искариот, один из Двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им. Они же, услышав, обрадовались и обещали дать ему сребреники. И он искал, как бы в удобное время предать Его.
Приготовление Пасхи
В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его:
[Н] где хочешь есть пасху? мы пойдём и приготовим.
[Е] И посылает двух из учеников Своих, и говорит им:
[Х] пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним. И, куда он войдёт, скажите хозяину дома того: «Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?». И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам.
[Е] И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху.
Когда настал вечер, Он приходит с Двенадцатью. И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал:
[Х] истинно говорю вам, один из вас, едящий со Мною, предаст Меня.
[Е] Они опечалились, и стали говорить Ему, один за другим:
[Д] не я ли?
[Е] И другой:
[Д] не я ли?
[Е] Он же сказал им в ответ:
[Х] один из Двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо. Впрочем Сын Человеческий идёт, как писано о Нём; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предаётся: лучше было бы тому человеку не родиться.
Тайная Вечеря
[Е] И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал:
[Х] приимите, вкусите; сие есть Тело Моё.
[Е] И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из неё все. И сказал им:
[Х] сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая. Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием.
Предсказание об отречении Петра
[Е] И, воспев, пошли на гору Елеонскую. И говорит им Иисус:
[Х] все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: «поражу пастыря, и рассеются овцы».
По воскресении же Моём, Я предварю вас в Галилее.
[Е] Пётр сказал Ему:
[Д] если и все соблазнятся, но не я.
[Е] И говорит ему Иисус:
[Х] истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь прежде нежели дважды пропоёт петух, трижды отречёшься от Меня.
[Е] Но он ещё с большим усилием говорил:
[Д] хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя.
[Е] То же и все говорили.
Гефсиманское борение
Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим:
[Х] посидите здесь, пока Я помолюсь.
[Е] И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им:
[Х] душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте.
[Е] И, отойдя немного, пал на землю, и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей. И говорил:
[Х] Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты.
[Е] Возвращается, и находит их спящими, и говорит Петру:
[Х] Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Дух бодр, плоть же немощна.
[Е] И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашёл их спящими: ибо глаза у них отяжелели; и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им:
[Х] вы всё ещё спите и почиваете? Кончено; пришёл час; вот, предаётся Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдём; вот, приблизился предающий Меня.
Поцелуй Иуды и взятие Иисуса под стражу
[Е] И тотчас, как Он ещё говорил, приходит Иуда, один из Двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин. Предающий же Его дал им знак, сказав:
[Д] Кого я поцелую, Тот и есть; возьмите Его и ведите осторожно.
[Е] И, придя, тотчас подошёл к Нему и говорит:
[Д] Равви! Равви!
[Е] И поцеловал Его. А они возложили на Него руки свои и взяли Его. Один же из стоявших тут извлёк меч, ударил раба первосвященникова, и отсёк ему ухо. Тогда Иисус сказал им:
[Х] как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Каждый день бывал Я с вами в храме и учил; и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания.
[Е] Тогда, оставив Его, все бежали.
Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них.
Иисус перед Каиафой
И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники. Пётр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня. Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили. Ибо многие лжесвидетельствовали на Него; но свидетельства сии не были достаточны. И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили:
[Н] мы слышали, как Он говорил: «Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный».
[Е] Но и такое свидетельство их не было достаточно. Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса:
[Д] что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?
[Е] Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему:
[Д] Ты ли Христос, Сын Благословенного?
[Е] Иисус сказал:
[Х] Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.
[Е] Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал:
[Д] на что ещё нам свидетелей? Вы слышали богохульство. Как вам кажется?
[Е] Они же все признали Его повинным смерти. И некоторые начали плевать на Него, и, закрывая Ему лицо, ударять Его, и говорить Ему:
[Н] прореки.
[Е] И слуги били Его по ланитам.
Отречение Петра
Когда Пётр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала:
[Д] и ты был с Иисусом Назарянином.
[Е] Но он отрёкся, сказав:
[Д] не знаю и не понимаю, что ты говоришь.
[Е] И вышел вон на передний двор; и запел петух. Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут:
[Д] этот из них.
[Е] Он опять отрёкся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру:
[Д] точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твоё сходно.
[Е] Он же начал клясться и божиться:
[Д] не знаю Человека Сего, о Котором говорите.
[Е] Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Пётр слово, сказанное ему Иисусом: «прежде нежели петух пропоёт дважды, трижды отречёшься от Меня»; и начал плакать.
Допрос Иисуса Пилатом
Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание, и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату. Пилат спросил Его:
[Д] Ты Царь Иудейский?
[Е] Он же сказал ему в ответ:
[Х] ты говоришь.
[Е] И первосвященники обвиняли Его во многом. Пилат же опять спросил его:
[Д] Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений.
[Е] Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился.
Иисус или Варавва?
На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили. Тогда был в узах некто по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство. И народ начал кричать и просить Пилата о том, что он всегда делал для них. Он сказал им в ответ:
[Д] хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?
[Е] Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти. Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву. Пилат, отвечая, опять сказал им:
[Д] что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царём Иудейским?
[Е] Они опять закричали:
[Н] распни его.
[Е] Пилат сказал им:
[Д] какое же зло сделал Он?
[Е] Но они ещё сильнее закричали:
[Н] распни его.
[Е] Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
Багряница и терновый венец
А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк. И одели Его в багряницу, и, сплётши терновый венец, возложили на Него; и начали приветствовать Его:
[Н] радуйся, Царь Иудейский!
[Е] И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему. Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его.
Распятие Иисуса Христа
И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его. И привели Его на место Голгофу, что значит: «Лобное место». И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял. Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять.
Был час третий, и распяли Его. И была надпись вины Его: «Царь Иудейский». С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его. И сбылось слово Писания: «и к злодеям причтён». Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря:
[Н] э! разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого и сойди с креста.
[Е] Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу:
[Н] других спасал, а Себя не может спасти. Христос, Царь Израилев, пусть сойдёт теперь с креста, чтобы мы видели; и уверуем.
[Е] И распятые с Ним поносили Его.
Смерть Иисуса Христа
В шестом же часу настала тьма по всей земле, и продолжалась до часа девятого. В девятом часу возопил Иисус громким голосом:
[Х] «Элои! Элои! ламма савахфани?»
[Е] что значит:
[Х] «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»
[Е] Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили:
[Н] вот, Илию зовёт.
[Е] А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря:
[Д] постойте, посмотрим, придёт ли Илия снять Его.
[Е] Иисус же, возгласив громко, испустил дух.
Все становятся на колени и некоторое время сохраняют молчание.
И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу. Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал:
[Д] истинно Человек Сей был Сын Божий.
[Е] Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим.
Погребение Иисуса Христа
И как уже настал вечер, — потому что была пятница, то есть день перед субботою, — пришёл Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.
Слово Господне.
Размышление
То, что происходит за несколько мгновений до кончины Иисуса, поистине символично. Что понял разбойник, который был распят с Ним? Какое внутреннее озарение произошло с ним? Мы знаем лишь, как он набрался смелости и попросил Иисуса о том, что, возможно, никто из нас не посмел бы просить: Царство Небесное. Он понял, что в Божьем сердце в тот момент было только одно желание: спасти его, чтобы разделить радость Своего Царства. Радость, которая была дана этому разбойнику не по заслугам и не за его верность. Тем не менее, он получает именно этот огромный дар. Он имел смелость доверять Иисусу, хотя в тот момент Иисус был очень мало привлекателен и вовсе не похож на царя. Если бы у нас была такая же безграничная вера в Иисуса и в Его силы, то и мы могли бы получать великие милости, как этот разбойник.