Очень часто в наших устах звучит эта коротенькая, но очень важная молитва: Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу. Церковь не может не прославлять и не поклоняться Святой Троице. Особенно в молитве Бревиария – в ежедневной церковной молитве – по окончании каждого псалма и в некоторых других местах звучит такое прославление Святой Троицы. В этой молитве заключена основополагающая тайна нашей веры: Бог – Творец мира – един, но в трёх лицах! Бог троичен! Что это значит?
Наш разум слишком слаб, чтобы понять эту тайну. Но у нас есть вера, при помощи которой мы имеем возможность твёрдо держаться этой основополагающей для нашей христианской веры тайны. Наш Бог – един, нет множества богов, но один единственный Бог. И Он – троичен. Это означает, что в Нём три лица и, несмотря на это, это один Бог. Все три лица одинаково всемогущи, вечны, вездесущи и им подобает одинаковое Божественное поклонение. Первое лицо Пресвятой Троицы – Отец. Он является причиной двух других божественных лиц. Это свойство отличает Его от Сына, предвечно рождающегося от Отца. Святой Дух отличается от первых двух лиц происхождением, Он исходит от Отца и Сына. Вот перед нами великая тайна внутренней Божественной жизни, которую наш слабый человеческий разум может описать лишь несовершенными сравнениями с нашими человеческими реалиями. Мы пользуемся человеческими понятиями, чтобы посредством аналогий хоть немного приоткрыть тайну Божественной жизни. И всё же, несмотря на все наши старания, тайна остаётся тайной.
Начиная со времени Адвента до сегодняшнего праздника, святая Церковь представляла перед нашими глазами великие благодеяния Бога: Боговоплощение, Спасение, Пятидесятницу. Сегодня она обращает наш взор на источник этих благодеяний, на Пресвятую Троицу. Мы преисполняемся радостью, прославляя Троицу в благодарственном гимне, поющемся сегодня во входном антифоне: «Да будет благословенна Святая Троица и нераздельное единство: исповедуем Её, ибо Она явила нам милосердие Своё». Милосердие Отца, Который так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, «дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Милосердие Сына, Который ради нашего спасения стал человеком и умер на Кресте. Милосердие Святого Духа, Который сподобил нас Своего животворящего действия в наших сердцах, чтобы сообщить нам Божию любовь и соделать нас сопричастниками Божественной жизни. Очень мудро Церковь поместила в Бревиарий красивый антифон в духе апостола Павла: «Отец есть любовь, благодать – Сын, дарование – Святой Дух. О, благословенная Троица!» Любовь Отца и благодать Сына даруются, сообщаются нам Святым Духом, изливающим их в наши сердца. Невозможно красивее и лаконичнее выразить чудесное действие Троицы в деле спасения наших душ. Формуляры Бревиария и Мессы сегодняшнего праздника являются настоящим гимном прославления и благодарности Святой Троице; они подобны непрерывному пению «Gloria Patri» и «Te Deum». Молитва «Слава Отцу», в её полной глубокого содержания краткости, и гимн «Тебя Бога славим» воистину являются гимнами сегодняшнего дня, вдохновляющие наши сердца откликнуться на все благодеяния хвалой, благодарностью и поклонением Пресвятой Троице.
И всё же сегодняшний праздник вдохновляет нас на прославление Пресвятой Троицы не только по причине бескрайнего милосердия, оказанного людям, но прежде всего ради Самой Пресвятой Троицы. Мы должны воспевать Бога ради Его возвышенного бытия, не имеющего ни начала, ни конца; ради Его сущностного величия, красоты и благости; ради Его величайшей плодоносности жизни, которая проявляется в непрерывном рождении Сына от Отца и исхождении Святого Духа от Отца и Сына; и в то же время Отец не раньше и не выше Слова, а также Отец и Сын не раньше и не выше Святого Духа; ибо Божественные лица равны, совечны и единосущны. По причине единой Божественной природы и Божественных совершенств, которые присущи в равной степени Отцу, Сыну и Святому Духу.
Что может сказать человек перед лицом этих великих тайн? Что он может охватить своим разумом? Ничего! И тем не менее то, что мы знаем о Святой Троице – истинная правда и реальность! Ибо Сам Сын Божий «сущий в недре Отчем» явил нам невидимого Бога. Однако эта тайна, превосходящая наш разум, так велика, что мы только можем перед ней преклониться и поклоняться нашему Отцу на небесах.
Возблагодарим же нашего Творца и Спасителя за то, что Он из любви к нам открыл Свою сущность. Он открыл нам Свою внутреннюю жизнь и стал нам ещё ближе, доверив нам самое сокровенное. Это знак Его особой любви к нам. Так не будем же никогда упускать возможности восхвалять и прославлять Его – единого и троичного Бога, единого истинного Бога в трёх лицах!