Богослужением Пепельной Среды Католическая Церковь входит в сорокадневный период Великого Поста. Число сорок несёт в себе особый смысл, напоминая нам о сорокадневном посте Иисуса Христа в пустыне. Великий пост – это время приготовления к празднованию Пасхальной Тайны смерти и воскресения Господа нашего Иисуса Христа через покаяние и воспоминание таинства крещения.
В соответствии с церковными заповедями каждый католик обязан хотя бы раз в год – в Пасхальный период (в Великий Пост и Пасхальное время) приступить к таинству примирения (исповеди) и к Евхаристии (Святому Причастию).
В период Великого Поста, особенно по пятницам, совершается богослужение Крестного пути или поклонение Святому Кресту. Рекомендуется также посвятить некоторое время поклонению Святым Дарам.
В пепельную Среду всем верующим старше 18 и младше 60 лет предписывается строгий пост. Досыта поесть можно только один раз, кроме того, все верующие старше 14 лет в этот день должны воздержаться от мясной пищи.
В этот день во время литургии священник посыпает головы верующих пеплом, полученным от сожжения пальмовых и вербных ветвей, освящённых в Вербное Воскресенье и сохраняемых до этого дня, со словами «Покайтесь и веруйте в Евангелие» или «Помни, что ты прах и в прах возвратишься».
Пепельная Среда не является праздником (хотя в средствах массовой информации, особенно, в России, этот день часто называют именно праздником), более того, присутствие на богослужении Пепельной Среды не вменяется верующим в безусловную обязанность, но в этот день везде, где есть христиане-католики, можно увидеть на улице людей со знаком креста, начертанным на голове пеплом – видимым символом покаяния людей, которые в этот день начали сорокадневный путь к главному празднику всех христиан – дню Светлого Христова Воскресения.
Инструменты Великого Поста:
Молитва – позволяет нам выйти на путь дружбы с Богом Спасителем.
Пост и милостыня – учат быть свободными от людских пристрастий, ограничивать себя, учат любви, бескорыстию, воздержанию, благоразумию.
Покаяние и обращение – вступая на путь покаяния, обращения и сожаления за грехи, человек начинает процесс преображения себя по образу и подобию своего Господа и Спасителя Иисуса Христа.
Крещение и Евхаристия – позволяют восстановить личные отношения с Богом, которые начались в завете крещения и постоянно пребывают и укрепляются через участие в Евхаристии и таинстве покаяния.
Страсти Христа – символизируют, что я беру свой крест и иду вслед за Иисусом, потому что Он – источник свободы, любви, настойчивости и силы обращения.
По материалам информационной службы Архиепархии Божией Матери в Москве |