Праздник Христа Царя — один из самых молодых католических праздников; он был установлен папой Пием XI 11 декабря 1925 г. энцикликой «Quas Primas». Смысл праздника состоит в почитании Христа как Царя Вселенной. Царский титул многократно упомянут в Новом Завете: «Царство Моё не от мира сего» (Ин 18,36), «Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков» (1Тим. 1, 17), «Царь царей и Господь господствующих» (Отк. 19,16) и др.
Первоначально датой праздника было установлено последнее воскресенье октября. В 1969 г. в ходе реформы литургического календаря он был передвинут на последнее воскресенье перед началом Адвента. В общинах католиков-традиционалистов сохраняется празднование в последнее воскресенье октября.
Чтение второй книги Царств 2 Цар (2 Sam) 5, 1-3
В те дни: И пришли все колена Израилевы к Давиду в Хеврон, и сказали: вот, мы — кости твои и плоть твоя. Ещё вчера и третьего дня, когда Саул царствовал над нами, ты выводил и вводил Израиля. И сказал Господь тебе: «ты будешь пасти народ Мой, Израиля, и ты будешь вождём Израиля». И пришли все старейшины Израиля к царю в Хеврон, и заключил с ними царь Давид завет в Хевроне пред Господом; и помазали Давида в царя над Израилем.
Чтение Послания святого Апостола Павла к Колоссянам Кол 1, 12-20
Братья: Благодарим Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, Который есть образ Бога невидимого, рождённый прежде всякой твари. Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — и всё Им и для Него создано. И Он есть прежде всего, и всё Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мёртвых, дабы иметь Ему во всём первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нём обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою всё, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное.
Чтение святого Евангелия от Луки Лк 23, 35-43
В то время: Насмехались над Иисусом вместе с народом и начальники, говоря: других спасал; пусть спасёт Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. И была над Ним надпись, написанная словами Греческими, Римскими и Еврейскими: «Сей есть Царь Иудейский». Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осуждён на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твоё! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
Размышление
В последнее воскресенье литургического года отмечается торжество Христа Царя Вселенной, и евангельский отрывок Мессы этого дня (Лк 23, 35-43) показывает нам Его униженным, лишённым всего, бедным, оскорблённым. Разве можно человека в таком состоянии считать царём? Но этот Человек, потерпевший поражение от многих мелких царей высокомерия и насилия, от толпы, которая кричит ему в лицо, – именно Он и есть царь. Цари этого мира хотят, чтобы им служили, а не служить. Они хотят иметь, а не давать. Они хотят диктовать, а не слушать других. Они хотят жить хорошо, но не умеют сделать так, чтобы другие тоже жили хорошо. Они хотят приказывать и не подчиняться никому. Цари этого мира хотят быть любимыми, но сами не любят никого. Иисус есть царь, Который стал слугой для Своих. Иисус есть царь, Который встаёт на колени перед людьми и омывает им ноги. Иисус есть Царь, Который не просит, – Иисус даёт. Иисус никого не убивает, не проливает ничью кровь, не приносит никого в жертву, – Он Сам стал жертвой. Иисус есть царь, Который не притязает на любовь, но Сам дарит её. Сей есть Бог наш, – Бог, возлюбивший нас, Бог, сделавший из любви единственную меру, высший смысл, единственную надежду.