В службе третьей Недели Церковь прославляет Святой Крест и плоды крестной смерти Спасителя. Особенностью богослужения этой Недели является чин выноса Креста на середину храма для поклонения. Совершается тот же чин, что и на праздники 1/14 августа и Воздвижения; конец утрени (после великого славословия) служится по тому же чину, что и в праздник Воздвижения Креста Господня. На Литургии вместо «Святый Боже» поётся «Кресту Твоему покланяемся, Владыко», и читаются особые Апостол и Евангелие.
Значение Креста Христова для подвизающихся в посте объяснено Церковью в богослужебных песнопениях в многоразличных образах и подобиях. Подобно «сеннолиственному» (дающему густую тень от своих листьев) дереву, доставляющему прохладу и отдых утомлённому путнику, Крест Христов, среди подвигов поста, доставляет верующим прохладу и ободрение для довершения труда. Крест Христов как знамение победы над смертью приготовляет нас к радостному прославлению Победителя ада и смерти [1].
Святой Крест напоминает о бесконечной любви Божией к нам, о Христовых страданиях ради нас и о нашем долге мужественно нести свой крест в повседневной жизни. Ко всем нам обращается Иисус Христос: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною... Кто не несёт креста своего и не идёт за Мною, не может быть Моим учеником» (Лк 9, 23; 14, 27)... Крестопоклонная Неделя напоминает нам о сильном оружии, которое имеет каждый христианин в борьбе с врагами за своё спасение; этим оружием является Святой Крест. И как раз в это воскресенье Крест выступает перед нами как знамение силы, спасения, победы и триумфа [2].
Братья, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса, Сына Божия, будем твёрдо держаться исповедания. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать немощам нашим, но искушённого во всём подобно нам, кроме греха. Так будем же приступать со дерзновением к престолу благодати, чтобы получить нам милость и обрести благодать для благовременной помощи. Ибо всякий первосвященник, из людей избираемый, для людей поставляется на служение пред Богом, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, способный снисходить к немощным и заблуждающимся, поскольку и сам подвержен немощи; из-за неё он и должен, как за народ, так и за себя, приносить жертвы о грехах. И никто сам себе не присваивает этой чести, но призываемый Богом так, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себя прославил, став Первосвященником, но Сказавший к Нему: Ты – Сын Мой, Я сегодня родил Тебя; как и в другом месте Он говорит: Ты – Священник вовек по чину Мелхиседека.
Послание к Евреям, зач. 331А Евр 12:1-10 (мчч.)
Братия, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. Вы ещё не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой, не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьёт же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Он же – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.
Евангелие от Марка, зач. 37 Мк 8:34 – 9:1
Сказал Господь: Кто хочет за Мною пойти, да отречётся от самого себя, и возьмёт крест свой, и следует за Мною. Ибо кто хочет душу свою спасти, тот погубит её; кто же погубит душу свою ради Меня и Евангелия, тот спасёт её. Ибо какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? Ибо что даст человек в выкуп за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде этом прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придёт во славе Отца Своего с Ангелами святыми. И говорил Он им: Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, доколе не увидят Царства Божия, пришедшего в силе.
Евангелие от Матфея, зач. 80 Мф 20:1-16 (мчч.)
Сказал Господь притчу сию: Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашёл других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми своё и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.
Размышления на чтение Недели 3-й Великого поста (Мк 8:34 – 9:1)
Слова Спасителя «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной» дают нам удивительно конкретные указания. Значение Его слов лишь кажется нам трудным для понимания. Причина этому в том, что трудно захотеть исполнить их. Опыт жизни среди людей, имеющийся у каждого человека, даёт нам внутреннее знание того, что такое отвергнуться себя. Это значит жить не ради своих (или иных возвышенных) интересов, уделяя другим свои время и силы лишь в качестве большого одолжения. Это значит, что потребность другого человека в тебе, твоей помощи, твоём внимании важнее, чем твои потребности в чём-либо. Это значит, что люди не только предоставляют тебе возможность для смирения, но властно и жестоко требуют его, простирая свои претензии на господство вплоть до самого центра твоей личности. Принимать это ради Христа и значит взять свой крест. Сердце человека знает всё это. Иной раз нам даже приходится поступать по этой заповеди, потому что не существует иного способа выстроить здоровые отношения с людьми. Но это счастье оказывается таким болезненным, что очень трудно согласиться на это ради Распятого.