Gaudens gaudébo in Dómino, et exsultábit ánima mea in Deo meo: quia índuit me vestiméntis salútis: et induménto iustítiæ circúmdedit me, quasi sponsam ornátam monílibus suis (Is 61:10).
Exaltábo te, Dómine, quóniam suscepísti me: nec delectásti inimícos meos super me (Ps 29:2).
Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моём; ибо Он облёк меня в ризы спасения; одеждою правды одел меня, как невесту, украсил убранством (Ис 61:10).
Превознесу Тебя, Господи, что Ты поднял меня и не дал моим врагам восторжествовать надо мною (Пс 29:2).
Бог, избравший прежде всех веков Марию Матерью Сына Своего, по спасительным заслугам Иисуса сохранил Её от первородного греха и одарил полнотой благодати. Благодаря этому Мария стала достойным вместилищем Воплощённого Слова. Благодаря Бога за исключительную привилегию, дарованную Марии, мы испрашиваем себе благодать для борьбы с грехом.
Торжество Непорочного Зачатия отмечалось на Востоке уже в VIII веке. В IX веке оно пришло и на Запад. 8 декабря 1854 г. папа Пий IX чётко определил и подал верным истину о Непорочном Зачатии Пресвятой Девы Марии как догмат веры.
Dóminus possedit me in inítio viárum suárum, ántequam quidquam fáceret a princípio. Ab ætérno ordináta sum, et ex antíquis, ántequam terra fíeret. Nondum erant abýssi, et ego iam concépta eram: necdum fontes aquárum erúperant: necdum montes gravi mole constíterant: ante colles ego parturiébar: adhuc terram non fécerat et flúmina et cárdines orbis terræ. Quando præparábat coelos, áderam: quando certa lege et gyro vallábat abýssos: quando æthera firmábat sursum et librábat fontes aquárum: quando circúmdabat mari términum suum et legem ponébat aquis, ne transírent fines suos: quando appendébat fundaménta terræ. Cum eo eram cuncta compónens: et delectábar per síngulos dies, ludens coram eo omni témpore: ludens in orbe terrárum: et delíciæ meæ esse cum filiis hóminum. Nunc ergo, filii, audíte me: Beáti, qui custódiunt vias meas. Audíte disciplínam, et estóte sapiéntes, et nolíte abiícere eam. Beátus homo, qui audit me et qui vígilat ad fores meas cotídie, et obsérvat ad postes óstii mei. Qui me invénerit, invéniet vitam et háuriet salútem a Dómino.
Чтение книги Притчей Притч 8:22-35
Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда ещё не существовали бездны, когда ещё не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда ещё Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нём художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во всё время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими.
Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои! Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него. Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих! Потому что, кто нашёл меня, тот нашёл жизнь, и получит благодать от Господа.
Sequéntia sancti Evangélii secúndum Lucam Luc 1:26-28
In illo témpore: Missus est Angelus Gábriël a Deo in civitátem Galilææ, cui nomen Názareth, ad Vírginem desponsátam viro, cui nomen erat Ioseph, de domo David, et nomen Vírginis María. Et ingréssus Angelus ad eam, dixit: Ave, grátia plena; Dóminus tecum: benedícta tu in muliéribus.
Последование святого Евангелия от Луки Лк 1:26-28
В то время: Послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обручённой мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.
Размышление
Пресвятая Дева Мария в своем зачатии была предохранена от осквернения первородным грехом. Чтобы лучше уяснить смысл этого догмата, мы напомним, что, вследствие грехопадения наших прародителей все люди рождаются причастными к первородному греху и лишенными освящающей благодати. От наших родителей мы получаем только тело, душу же, естество духовное и неделимое, мы получаем непосредственно от Творца, Который, творя душу, соединяет ее с зарождающейся плотью дитяти. Пресвятая Дева была предохранена от первородного греха в мгновение сотворения ее души и соединения ее с зачатой плотью. Творец не допустил, чтобы Пренепорочная, хотя бы только в период ее утробной жизни, пребыла лишенной благодати и как бы под властью сатаны; она всегда была возлюбленной дочерью Отца Небесного.
Душа Пресвятой Девы в мгновение своего сотворения получила в изобилии ту благодать, которую другие люди получают лишь при святом крещении. Таким образом, нельзя говорить, как это делают многие современные «православные» полемисты, что непорочное зачатие лишило бы Богородицу возможности свободно совершенствоваться в святости.
Дева Мария была от века предназначена стать матерью Сына Божьего; но разве можно допустить, чтобы Бог мог родиться от женщины, которая, хотя бы только в продолжение нескольких дней, была причастна греху? Св. Иоанн Предтеча, ради своего высокого призвания, был освящен Господом еще в утробе матери; удивительно ли, что Мария, призванная быть матерью Бога, удостоилась несколько большей чести и была освящена не только после зачатия, подобно Иоанну, но же в самое мгновение своего зачатия? Учение о непорочном зачатии естественным образом вытекает из того исключительно высокого представления, которое Отцы Церкви всегда имели о Богородице. Их учение сводилось к тому, что Пресвятая Дева во всех отношениях превосходить всех святых. Она даже «честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим».
От колыбели христианства Церковь считала Богородицу по святости и чистоте выше всех тварей; но какие преимущества были сопряжены с этой святостью Марии, Церковь уясняла и определяла постепенно. Сначала Церковь облекла в догматическое определение то, что Мария и после рождения Христа осталась девою; потом она присвоила ей название Богородицы, так как рожденный от нее есть сущий Бог, и на третьем Вселенском Соборе она окончательно утвердила это название. Далее Святыми Отцами было выяснено, что Пресвятая Богородица никогда не согрешила ни малейшим добровольным грехом. Наконец, настало время окончательно определить учение о непорочном зачатии.
Этот последний вопрос обсуждался долго и тщательно. Во многовековых прениях истина все более и более раскрывалась, и Церковь постепенно отметала ложные учения, как преувеличивавшие, так и преуменьшавшие святость Богоматери. И только в 1854 году Церковь устами своего верховного учителя, Папы, точно определила учение о непорочном зачатии Богородицы. А что это учение не ново, видно, между прочим, из того, что знаменитые православные богословы XVII века считали его древним учением Церкви.
Этот догмат весьма ясно выражен св. Иоанном Дамаскином; в I беседе на Успение Богородицы он сравнивает Пресвятую Деву с солнцем: как солнце с мгновения своего сотворения беспрерывно светит, точно так же и душа Богоматери всегда блистала блеском благодати.
Заметим, однако, что в отношении первородного греха нельзя уподоблять Пресвятую Деву Иисусу Христу: Спаситель, в силу божественной природы Своей, был безусловно чужд какой бы то ни было зависимости от греха прародителей, Пресвятая же Дева была только предохранена от него и притом не по природной необходимости, а в силу предстоящих заслуг своего Сына.
Вера в беспорочное зачатие Богородицы подтверждается бесчисленными чудесами (в Лурде, например) и обильными плодами святости, между тем как противоположное учение современных восточных и протестантских полемистов, то есть кощунственное учение о греховности Пресвятой Девы в первый период ее жизни, ведет только к понижению религиозно – нравственного уровня.