Информационный интернет-ресурс; не является официальным источником какого-либо религиозного объединения
Меню сайта

Архив записей

VK
Посещаемость

· RSS 23.12.2024, 03:23

Главная » 2015 » Январь » 5 » 6 января – Торжество Богоявления
19:58
6 января – Торжество Богоявления

Богоявление (греч. ἐπιφάνεια — появление, откровение божества) — праздник, представляющий собой литургическое воспоминание пришествия в мир и явления миру Бога в лице Иисуса Христа; в латинском обряде — торжество, представляющее собой литургическое воспоминание трех евангельских событий: поклонение волхвов (Мф 2, 1-12), крещение Иисуса (Мф 3, 13-17; Мк 1, 9-11; Лк 3, 21-22; Ин 1, 29-34) и чудо в Кане Галилейской (Ин 2, 1-11). Слово ἐπιφάνεια первоначально использовалось применительно к самому факту явления Сына Божия в мир, т.е. Его рождения. Другие названия праздника в древности и в Средние века — Theophania (Богоявление), manifestatio (явление), declaratio (проявление, обнаружение).

Впервые термин «Богоявление» упоминается на рубеже II—III вв. у Климента Александрийского как праздник в день крещения Господня, т.е. начала исполнения Им Своего мессианского служения. В начале IV в. это празднование приобрело широкое распространение на Востоке, а в середине IV в. проникло на Запад. Параллельно на Восток пришла с Запада традиция праздника Рождества Христова, который во многих поместных Церквях (в т.ч. в Иерусалиме) праздновался 6 января, в один день с Крещением Господним. В VI в. Рождество Христово на всем Востоке закрепилось как самостоятельный праздник, отмечавшийся 25 декабря, а Богоявление стало исключительно воспоминанием крещения Иисуса. На Западе праздник Богоявления уже с V в. ассоциировался с тремя вышеупомянутыми евангельскими событиями. Именно в таком качестве Богоявление закрепилось к эпохе зрелого Средневековья во всех западных литургических обрядах, причём воспоминание поклонения волхвов находилось на первом плане. Поскольку оформившиеся в Средние века предания наделяли евангельских волхвов царским достоинством, в ряде стран Богоявление получило название «Праздника трех царей». Хотя Богоявление на Западе почти полностью утратило элементы воспоминания о крещении Иисуса, в эпоху Средневековья в отдельных регионах в этот день совершался крещенский чин водоосвящения, заимствованный из Византии.

В результате реформы литургического календаря после II Ватиканского собора крещение Господне стало праздноваться в латинском обряде как самостоятельный праздник, приходящийся на первое воскресенье после Богоявления, а само Богоявление празднуется в ранге торжества 6 января либо, по решению местных церковных властей, в ближайшее к этому дню воскресенье.

П. Сахаров // Католическая энциклопедия. Том I. – М.: Издательство Францисканцев, 2002. C.649-650

Просмотров: 1151 | Добавил: admin