Богоявление (греч. ἐπιφάνεια — появление, откровение божества) — праздник, представляющий собой литургическое воспоминание пришествия в мир и явления миру Бога в лице Иисуса Христа; в латинском обряде — торжество, представляющее собой литургическое воспоминание трёх евангельских событий: поклонение волхвов (Мф 2, 1-12), крещение Иисуса (Мф 3, 13-17; Мк 1, 9-11; Лк 3, 21-22; Ин 1, 29-34) и чудо в Кане Галилейской (Ин 2, 1-11). Слово ἐπιφάνεια первоначально использовалось применительно к самому факту явления Сына Божия в мир, т.е. Его рождения. Другие названия праздника в древности и в Средние века — Theophania (Богоявление), manifestatio (явление), declaratio (проявление, обнаружение).
Впервые термин «Богоявление» упоминается на рубеже II—III вв. у Климента Александрийского как праздник в день крещения Господня, т.е. начала исполнения Им Своего мессианского служения. В начале IV в. это празднование приобрело широкое распространение на Востоке, а в середине IV в. проникло на Запад. Параллельно на Восток пришла с Запада традиция праздника Рождества Христова, который во многих поместных Церквях (в т.ч. в Иерусалиме) праздновался 6 января, в один день с Крещением Господним. В VI в. Рождество Христово на всём Востоке закрепилось как самостоятельный праздник, отмечавшийся 25 декабря, а Богоявление стало исключительно воспоминанием крещения Иисуса.
На Западе праздник Богоявления уже с V в. ассоциировался с тремя вышеупомянутыми евангельскими событиями. Именно в таком качестве Богоявление закрепилось к эпохе зрелого Средневековья во всех западных литургических обрядах, причём воспоминание поклонения волхвов находилось на первом плане. Поскольку оформившиеся в Средние века предания наделяли евангельских волхвов царским достоинством, в ряде стран Богоявление получило название «праздника трёх царей».
Хотя Богоявление на Западе почти полностью утратило элементы воспоминания о крещении Иисуса, в эпоху Средневековья в отдельных регионах в этот день совершался крещенский чин водоосвящения, заимствованный из Византии.
В результате реформы литургического календаря после II Ватиканского собора Крещение Господне стало праздноваться в латинском обряде как самостоятельный праздник, приходящийся на первое воскресенье после Богоявления, а само Богоявление празднуется в ранге торжества 6 января либо, по решению местных церковных властей, в ближайшее к этому дню воскресенье.
П. Сахаров // Католическая энциклопедия. Том I. – М.: Издательство Францисканцев, 2002. C.649-650.
Чтение книги пророка Исаии Ис 60, 1-6
Восстань, светись, Иерусалим; ибо пришёл свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак — народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобою сиянию. Возведи очи твои, и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе; сыновья твои издалека идут, и дочерей твоих на руках несут. Тогда увидишь, и возрадуешься, и затрепещет и расширится сердце твоё, потому что богатство моря обратится к тебе; достояние народов придёт к тебе. Множество верблюдов покроет тебя, дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан, и возвестят славу Господа.
Ответный псалом Пс 71 (72)
Припев: Богу поклонитесь, все народы мира.
Боже! даруй царю Твой суд * и сыну царя Твою правду, да судит праведно людей Твоих * и нищих Твоих на суде.
Во дни его процветёт праведник, * и будет обилие мира, доколе не престанет луна. Он будет обладать от моря до моря * и от реки до концов земли.
Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; * цари Аравии и Савы принесут дары. И поклонятся ему все цари; * все народы будут служить ему.
Ибо он избавит нищего, вопиющего, * и угнетённого, у которого нет помощника. Будет милосерд к нищему и убогому, * и души убогих спасёт.
Чтение Послания святого Апостола Павла к Ефесянам Еф 3, 2-3a. 5-6
Братья: Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас, потому что мне через откровение возвещена тайна, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования.
Чтение святого Евангелия от Матфея Мф 2, 1-12
Когда Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока, и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском; ибо так написано через пророка: «И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдёт Вождь, Который упасёт народ Мой, Израиля». Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды. И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и, когда найдёте, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли: и се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою. И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путём отошли в страну свою.
Размышление
Торжество Богоявления раскрывает глубокий смысл тайны рождения Искупителя. Воплощённое Слово в самом деле пришло не только для народа Израиля, но и для каждого человека, представленного волхвами. Эти три мудреца, которые пришли с Востока и принесли особые дары Иисусу, учат нас, что жизнь имеет смысл, если мы ищем Бога, если мы двигаемся к Нему. И напротив, жизнь теряет смысл, когда она закрыта, даже если живёшь в золотых дворцах, как царь Ирод. Кроме того, Евангелие говорит нам, что никто не может искать Бога за нас. Мы сами должны отправиться в путь, потому что путь выражает желание, интерес, жажду, радость встретиться с Ним на самом деле. «Восстань, светись», – говорит пророк Исаия всем нам. «Восстань»: это означает, что нужно изменить положение, не сидеть, пассивно чего-то ожидая! «Светись», то есть облекись во свет, в свои самые красивые одежды, потому что ты так драгоценен в очах Божиих, что Он облекает тебя светом и великолепием. Иногда может случиться, что усилия пути и разочарования будут ощутимы, когда поиски потребуют большего усердия. Послушайте, что «шепчет» Бог сердцу французского философа Блеза Паскаля: «Ты бы не искал Меня, если бы Я, первым, не нашёл тебя». Это верно: мы отправляемся на поиски Бога именно потому, что Он нас уже нашёл, Он пришёл искать нас в темноте, нашёл нас и согрел, облёк в Свой свет!