В Великую и Святую Субботу Церковь пребывает у Гроба Господня, размышляя над Его страстями и смертью, а также сошествием во ад, в молитве и посте ожидая Его воскресения.
Обнажив святой стол, Церковь воздерживается от приношения Жертвы Мессы до тех пор, пока после торжественного Навечерия или ночного ожидания воскресения не войдёт в пасхальную радость, полнота которой продолжается пятьдесят дней.
Святое Причастие в этот день может преподаваться только под видом Последнего напутствия.
Перед началом Навечерия Пасхи надлежит закончить поклонение у Гроба Господня. Священник или диакон, облачённый в стихарь и столу, начинает петь краткую песнь прославления Святых Даров, а затем берёт Гостию из дароносицы и кладёт её в дарохранительницу Гроба Господня. Фигуру Христа, лежащего во гробе, закрывают белой завесой, а при Гробе Господнем ставят фигуру Воскресшего Христа. Когда Святые Дары перенесены из Гроба Господня, выключают свет, за исключением постоянной лампады или двух свечей. В конце Навечерия Пасхи снова зажигают свет у Гроба Господня, если предусмотрено продолжение поклонения.
Согласно древним обычаям, в Святую Субботу освящают блюда к пасхальному столу. Пищу эту также можно благословить в торжество Светлого Христова Воскресения перед утренней трапезой.
Молитва у Гроба Господня
Господи Иисусе Христе, жизнь и воскресение наше, подними нас из гроба грехов, посети и наполни нас духовной силой. Дай нам, укрепляясь в вере, надежде и любви, вместе со всеми святыми постичь величие любви Твоей. Ты так возлюбил нас, что ради нас претерпел смерть на Кресте, чтобы каждый верующий в Тебя не погиб, но имел жизнь вечную, ибо Ты живёшь и царствуешь во веки веков. Аминь.
Литургическая Библиотека Конгрегации Кларетинов |