Святой Фома, родившийся в Галилее, был одним из двенадцати апостолов, избранных Иисусом в начале Его общественного служения. Имя его происходит от еврейского слова, означающего «близнец» (по-гречески «дидим»). После вознесения воскресшего Христа святой Фома евангелизировал Персию и Индию и, согласно преданию, претерпел мученичество близ Мадраса. Святой Фома был учеником, полным благородства, воодушевления и любви к Учителю. Но его любви, к сожалению, слишком человеческой, оказалось недостаточно для того, чтобы истинно познать Спасителя. Фома остаётся недоверчивым в глубине своего сердца: он отказывается поверить в тайну воскресшего Христа и требует подтверждающего знака. Иисус являет Себя Фоме и отвечает на его желание, приказывая ему прикоснуться к Своим славным ранам. Святой евангелист Иоанн рассказывает об этом необыкновенном событии, когда Фома, наконец прозрев, признаёт своего Господа и Бога: «Господь мой и Бог мой!». Святой Фома является для нас свидетелем реальности воскресения. Для укрепления нашей веры его неверие представляется «даже более полезным, чем вера учеников, которые уверовали; в самом деле, видя, что апостол вновь уверовал, прикоснувшись ко Христу, наш дух отвергает всякое сомнение и чувствует себя укреплённым в вере» (Григорий Великий).
Чтение Послания святого Апостола Павла к Ефесянам Еф 2, 19-22
Братья: Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором всё здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.
Ответный псалом Пс 116 (117)
Припев: Миру проповедуйте Евангелие Божие.
Хвалите Господа, все народы, *
прославляйте Его, все племена.
Ибо велика милость Его к нам, *
и истина Господня пребывает вовек.
Чтение святого Евангелия от Иоанна Ин 20, 24-29
Фома, один из Двенадцати, называемый Близнец, не был с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришёл Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.
Размышление
Как нам понимать эти слова воскресшего Господа: «Блаженны не видевшие, но уверовавшие»? Разве не блаженнее те, кто своими глазами видел Воскресшего из мёртвых, в чьей жизни явно и бесповоротно произошёл этот перелом, неопровержимое осознание, что смерть побеждена жизнью Иисуса? И наконец, почему «другой ученик», в котором мы можем легко опознать любимого ученика Иисуса, не вошёл сначала в гробницу, увидев только «намёк» на нежданную победу — головной плат? Чем была бы наша вера без евангельских рассказов о Воскресении, и чем была бы вера Фомы без его встречи с воскресшим Иисусом? Ставя перед собой эти непростые вопросы, мы можем попытаться осмыслить основной вопрос наших отношений с Воскресшим — вопрос о соотношении опытного знания, свидетельства Евангелия и веры, как непостижимого контакта с Тем, Кто победил смерть.
Братья и сёстры, со смирением помолимся Господу Иисусу Христу об укреплении нашей веры.
Христе, услышь нас.
1. Благослови Церковь Твою, странствующую по земле, дабы она всем указывала путь к евангельской истине.
2. Озари светом Своим всех утративших веру, дабы они возвратились на путь Твоей истины.
3. Охрани чад Своих от ложных учений, соблазнов и разделений, дабы везде укреплялось Царство Твоё.
4. Даруй мудрость правящим общественными делами, дабы они служили народу своему в справедливости и истине.
5. Укрепи нас в вере и надежде, дабы мы стремились к созиданию справедливого общества.
Господи Иисусе, Боже наш, по ходатайству святого апостола Фомы даруй нам крепкую веру и более совершенное познание Тебя, ибо Ты живёшь и царствуешь во веки веков.