Информационный интернет-ресурс; не является официальным источником какого-либо религиозного объединения
Меню сайта

Архив записей

VK
Посещаемость

· RSS 22.11.2024, 05:00

Главная » 2018 » Март » 29 » 31 марта. Святая Суббота
20:44
31 марта. Святая Суббота

В Великую и Святую Субботу Церковь пребывает у Гроба Господня, размышляя над Его страстями и смертью, а также сошествием во ад, в молитве и посте ожидая Его воскресения.

Обнажив святой стол, Церковь воздерживается от приношения Жертвы Мессы до тех пор, пока после торжественного Навечерия или ночного ожидания воскресения не войдёт в пасхальную радость, полнота которой продолжается пятьдесят дней.

Святое Причастие в этот день может преподаваться только под видом Последнего напутствия.

Перед началом Навечерия Пасхи надлежит закончить поклонение у Гроба Господня. Священник или диакон, облачённый в стихарь и столу, начинает петь краткую песнь прославления Святых Даров, а затем берёт Гостию из дароносицы и кладёт её в дарохранительницу Гроба Господня. Фигуру Христа, лежащего во гробе, закрывают белой завесой, а при Гробе Господнем ставят фигуру Воскресшего Христа. Когда Святые Дары перенесены из Гроба Господня, выключают свет, за исключением постоянной лампады или двух свечей. В конце Навечерия Пасхи снова зажигают свет у Гроба Господня, если предусмотрено продолжение поклонения.

Согласно древним обычаям, в Святую Субботу освящают блюда к пасхальному столу. Пищу эту также можно благословить в торжество Светлого Христова Воскресения перед утренней трапезой.

Литургическая тетрадка. Библиотека Конгрегации Кларетинов.

Размышление. Когда Бог кажется отсутствующим...

Святая суббота, следующий день после смерти; время, когда перед учениками был только конец надежды, безысходность, пустота, над которой нависла бессмыслица, невыносимая боль смертельной раны: где Бог? Это немой вопрос Страстной субботы. Целый день проходит, и нет никакого вмешательства Бога...
Но Бог не оставил Иисуса: в то время как ученики горько оплакивают своё разочарование, Бог на самом деле уже призвал к Себе Иисуса, – более того, Он уже воскресил Его в Своём Святом Духе, и живой Иисус спускается в ад, чтобы также и там возвестить освобождение. День Святой субботы, молчаливый для учеников и для людей, вместе с тем – день, в который Отец через Сына несёт в ад спасение: «Ныне, – говорится в проповеди, приписываемой Епифанию Кипрскому, – тишина великая настала на земле, великая на ней тишина и пустота. Тишина великая, ибо Царь уснул. Земля убоялась и умолкла, ибо Бог во плоти уснул и пробудил спавших от века. Бог во плоти умер и потряс преисподнюю. Идёт, дабы найти первого человека, как заблудшую овцу. Жаждет придти к сидящим во тьме и тени смертной».
Сошествие в ад становится продолжением спасения всей вселенной и всего человека во всей его полноте. Что случилось с адом после этого «визита» прославленного Христа? Кирилл Александрийский говорит, что это возвещение Христа в аду означало освобождение ада: «Христос, освободив весь ад и распахнув его непроницаемые двери для духов умерших, оставил там только дьявола!». Поэтому пасхальная литургия с ликованием поёт: «Где, ад, твоя победа?».
Христиане сегодня не должны забывать эту тайну Великой и Святой Субботы, истинной прелюдии к Пасхе, но также и о сошествии Христа в сердце земли и творения, в глубину всего сущего, далекого от Бога, в адские регионы, в которые нередко попадает также христианин, несмотря на своё желание следовать за Иисусом.
Кто не признает в себе присутствие этих адских глубин? Неосвящённые Благой Вестью регионы нашего существования, территории неверия, места, где Бог кажется отсутствующим, в которых каждый из нас ничего не может, если не призовёт Христа, чтобы Он сошёл в них, принёс туда Свою благую весть, просветил их; превратил их из пространств смерти, подлежащих власти дьявола в плодородную почву, способной дать прорасти жизни в силу благодати. Таким образом, Великая суббота – это вовсе не пустой день, его можно уподобить времени беременности, ожиданию появления новой жизни: его молчание – это не немота, но сосредоточенная загрузка энергии и жизни.
Святая суббота была и остаётся опытом многих верующих в Иисуса и многих людей, веру которых знает и оценивает только Бог. Святая суббота: Бог, кажется, отсутствует, зло господствует, скорбь и боль в бессильных попытках увидеть во всем этом смысл...
Святая суббота – это молчаливый, но отчаянный крик о человеке, обремененном злом, страданиями и смертью в их различных формах; о хрупком человеке, который уже даже не может больше протестовать и восставать, выражая свой протест открыто, громким криком. Но Святая суббота – это также время, когда кровь мучеников и жертв подобно семенам падает на землю, чтобы оплодотворить её и получить обильный плод, – время, когда распад нашего внешнего существа создаёт пространство для роста нашего внутреннего человека... Поэтому каждый может сказать о своей Святой субботе: «Истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!» (Быт 28, 16). Воистину нет света пасхальной зари без мрака и скорби Святой субботы.

Энцо Бьянки, итальянский богослов, основатель и настоятель монашеской общины Бозе.

Радио Ватикана. Литургические чтения.

Просмотров: 955 | Добавил: volcath