С высоты сошёл Ты, милосердный, / благоволил пребыть три дня во гробе, / чтобы нас освободить от страстей, / – жизнь и воскресение наше, Господи, слава Тебе! (Тропарь воскресный, глас 8).
Восстав из гроба, умерших Ты воздвиг, / и Адама воскресил, / и Ева ликует о Твоём воскресении, / и пределы мира торжествуют / о Твоём восстании из мёртвых, Многомилостивый (Кондак воскресный, глас 8).
Благовествуй, Иосиф, / о чудесах Давиду Богоотцу: / ты видел Деву, носящую во чреве, / с пастухами славословил, / с волхвами поклонился, / через Ангела извещение получив. / Моли Христа Бога // о спасении душ наших! (Тропарь святых, глас 2).
Радости исполняется в сей день Давид божественный, / Иосиф же с Иаковом хвалу приносит. / Ибо, приняв венец родством со Христом, / они радуются, и неизреченно на земле Рожденного воспевают и взывают: // Милосердный, спасай Тебя почитающих! (Кондак святых, глас 3).
Прокимен, глас 8
Вся земля да поклонится Тебе и да поёт Тебе, / да поёт же имени Твоему, Всевышний! (Пс 65, 4).
Стих: Воскликните Господу, вся земля, воспойте же имени Его, воздайте славу хвалою Ему (Пс 65, 1Б-2).
Послание к Галатам, зач. 200 Гал 1, 11-19
Братия, возвещаю вам, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. Вы слышали о моём прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал её, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моём, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, – я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошёл в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошёл в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
Аллилуия, глас 1
Стих: Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь (Пс 18, 2).
Стих: День дню изливает речь и ночь ночи возвещает знание (Пс 18, 3).
Евангелие от Матфея, зач. 4 Мф 2, 13-23
Когда волхвы удалились, – вот, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: Встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод намерен искать Младенца, чтобы погубить Его. И он встав, взял Младенца и Матерь Его ночью и удалился в Египет; и был там до кончины Ирода, чтобы исполнилось сказанное Господом чрез пророка, который говорит: Из Египта призвал Я Сына Моего. Тогда Ирод, увидев, что он осмеян волхвами, разгневался весьма и послал истребить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда исполнилось сказанное Иеремией пророком, который говорит: Глас в Раме был слышен, плач, и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих, и не хочет она утешиться, потому что их нет. Когда же скончался Ирод, вот, Ангел Господень является во сне Иосифу в Египте и говорит: Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. И он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришёл в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует над Иудеей вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, удалился в пределы Галилейские. И придя, поселился в городе, именуемом Назарет, дабы исполнилось сказанное чрез пророков, что Он будет назван Назореем.
Размышление
Иногда кажется, что роль св. Иосифа Обручника в истории спасения человечества не так уж значительна, он всего лишь принял Марию по воле Божией, а дальше всё как будто происходило помимо него. Он всё время в тени, в стороне от нашего внимания. Сегодняшнее же чтение показывает нам, как велика на самом деле роль Иосифа – ведь именно к нему посылает Господь Ангела предупредить об опасности, грозящей Младенцу от Ирода. И вся тяжесть ответственности за дальнейшую жизнь семьи падает именно на его плечи. Как велико должно было быть его доверие к Богу, что он готов в одну секунду полностью изменить свою жизнь. Точно евреи во времена Исхода, Иосиф даже не имеет времени собраться и прямо ночью отправляется в Египет. А затем, вновь получив откровение от Бога – опять снимается с обжитого места и идёт туда, куда скажет ему Господь.
Важно то, что через личность святого Иосифа, через всё, что мы узнаём из Евангелия о нём, становится ясно, какой должна быть роль отца в семье. С одной стороны, он должен уметь принимать быстрые и иногда неожиданные решения и нести ответственность за них. А с другой – при этом всегда слушать и слышать Господню волю, Его призыв.