Мы размышляем, Боже, о благости Твоей * посреди храма Твоего. * Как имя Твоё, Боже, * так и хвала Твоя до концов земли; * десница Твоя полна правды (Пс 47 (48), 10-11. Входной антифон праздника).
Через сорок дней после рождения Мария и Иосиф несут Младенца Иисуса в иерусалимский храм, чтобы представить Его пред Господом (ср. Лк 2,22). Симеон и Анна, вдохновлённые Богом, признают в этом Младенце долгожданного Мессию и пророчествуют о Нём. Шествие со свечами в начале богослужения даёт нам пережить вхождение во храм Того, Кто есть «Царь славы» (Пс 24,7). Но Кто Он, этот всесильный Бог, входящий в храм? Это Младенец; Младенец Иисус, Который на руках Матери, пришёл в Иерусалим, чтобы войти в дом Божий в духе послушания Отцу. Первый человек, который присоединяется ко Христу на пути послушания – это Его Матерь, Мария. И Её Саму пронзит меч скорби, показывая тем самым, что Её роль в истории спасения не заканчивается тайной Воплощения, но завершается в Её участии в страстях, смерти и воскресении Сына. Принеся Иисуса в Иерусалим, Дева предлагает Его Богу, как истинного Агнца, Который берёт на Себя грехи мира; Мария протягивает Его Симеону и Анне как весть об искуплении; Пресвятая Богородица представляет Его всем, как свет на нашем трудном и тернистом пути истины и любви.
Так говорит Господь Бог: Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придёт в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идёт, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он — как огонь расплавляющий и как щёлок очищающий, и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия, и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде. Тогда благоприятна будет Господу жертва Иуды и Иерусалима, как во дни древние и как в лета прежние.
Чтение Послания к Евреям Евр 2, 14-18
Как дети причастны плоти и крови, то и Иисус также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всём уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушён, то может и искушаемым помочь.
Ответный псалом Пс 23 (24), 7-10
Припев: Бог Всемогущий, Господь сил — Царь славы.
Поднимите, врата, верхи ваши, † и поднимитесь, двери вечные, * и войдёт Царь славы!
Кто сей Царь славы? — † Господь крепкий и сильный, * Господь, сильный в битве.
Поднимите, врата, верхи ваши, † и поднимитесь, двери вечные, * и войдёт Царь славы!
Кто сей Царь славы? — † Господь сил, * Он — Царь славы.
Чтение святого Евангелия от Луки Лк 2, 22-40
Когда исполнились дни очищения Марии по закону Моисееву, принесли Младенца Иисуса в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий первенец мужеского пола был посвящён Господу, и чтобы принести в жертву, по сказанному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нём. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришёл он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога, и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нём. И благословил их Симеон, и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдёт душу, — да откроются помышления многих сердец. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырёх, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нём.
Размышление
Симеон и Анна – два праведника Израиля. Несмотря на свой преклонный возраст, они имели мужество и терпение ждать, когда осуществится обетование Бога. Именно поэтому они сподобились узнать в младенце молодой супружеской пары Всевышнего Господа. То, чего часто недостаёт нашей вере – это именно упорства, измеряемого долгим временем. Когда обетования Бога не исполняются, мы всегда подвергаемся искушению думать, что Он забыл о нас; но, если вместо этого мы дадим Святому Духу жить и действовать в нас, то поймём, что Бог желает вовлечь нас в динамизм благодати, в котором время играет иную роль, отличающуюся от той, что мы отводим ему. Поэтому доверие и терпеливое ожидание отличают жизнь христианина от жизни неверующего человека.