Главная » 2018»Февраль»15 » 2 / 15 февраля. Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
00:27
2 / 15 февраля. Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Радуйся, благодатная Богородица Дева, / ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, / просвещающий находящихся во тьме. / Веселись и ты, старец праведный, / принявший во объятия Освободителя душ наших, / дарующего нам воскресение (Тропарь праздника, глас 1).
Утробу Девы освятив рождением Твоим, / и руки Симеона благословив, / заранее, как надлежало, / и ныне Ты спас нас, Христе Боже. / Но огради миром среди войн народ Твой / и укрепи тех, кого Ты возлюбил, / Единый Человеколюбец (Кондак праздника, глас 1).
Праздник Сретения Господня известен на Востоке с IV века, а на Западе – с V века, при папе Римском Геласии I (494 г.)... Празднование Сретения Господня совершается 2 февраля, потому что это сороковой день после Рождества Христова (25 декабря)...
Этот праздник установлен в память принесения Богомладенца Иисуса Христа в сороковой день по Его Рождении Пресвятой Богородицей в Иерусалимский храм по закону Моисееву, который повелевал всякого первенца мужского пола посвящать Богу и приносить жертвы за очищение матери. Здесь Младенец был встречен старцем Симеоном, пришедшим в храм по внушению Духа Божия, и пророчицей Анной. Праведный Симеон Богоприимец, которому было обещано от Святого Духа, что он не умрёт, до тех пор пока не увидит Христа Спасителя, прозревая в Младенце Спасителя мира, произнёс пророческие слова о себе, Младенце и Богоматери: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал перед лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля». Пресвятой Деве Марии он предсказал те страдания, которые Ей суждено претерпеть, сострадая Своему Божественному Сыну в Его спасительном подвиге земной жизни и Крестной смерти. Анна пророчица возвестила о Спасителе всем, кто с верою ожидал Его (Лк. 2, 22–39).
Братья, без всякого возражения меньшее большим благословляется. И здесь десятину берут люди смертные, а там Имеющий о Себе свидетельство, что Он живёт. И можно сказать, что и Левий, взимающий десятины, чрез посредство Авраама дал десятину: ибо он был ещё в чреслах отца, когда встретил его Мелхиседек. Итак, если бы совершенство достигалось чрез левитское священство – ведь оно есть основание Закона для народа, – какая была бы ещё нужда восставать иному священнику и по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона Ему именоваться? Потому что с переменой священства необходима бывает и перемена Закона. Ибо Тот, о Ком это говорится, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику. Ведь известно, что Господь наш воссиял от Иуды, из колена, о котором Моисей не сказал ничего относительно священства. И с ещё большей ясностью это видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает священник иной, который стал им не по Закону заповеди плотской, но по силе жизни непреходящей. Ибо засвидетельствовано: «Ты Священник вовек по чину Мелхиседека».
Евангелие от Луки, зач. 7 Лк 2, 22-40
В то время принесли родители Младенца Иисуса в Иерусалим, чтобы представить Господу, как написано в Законе Господнем: «Всякое существо мужского пола, разверзающее утробу матери, святым у Господа будет названо», и чтобы принести жертву по сказанному в Законе Господнем: пару горлиц или двух птенцов голубиных. И вот, был в Иерусалиме человек, которому имя Симеон; и был человек этот праведным и благоговейным, ожидавшим утешения Израиля, и Дух Святой был на нём. И было ему открыто Духом Святым, что он не увидит смерти, прежде чем не увидит Христа Господня. И пришёл он в Духе в храм, и когда принесли родители Младенца Иисуса, чтобы им совершить по установлению Закона о Нём, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: «Ныне отпускаешь Ты раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов: свет во откровение язычникам и славу народа Твоего, Израиля». И Иосиф и Матерь Его дивились говорившемуся о Нём. И благословил их Симеон и сказал Мариам, Матери Его: «Вот, Он лежит на падение и восстание многих во Израиле, и в знамение пререкаемое; и Тебе же Самой душу пройдёт меч, чтобы раскрыты были во многих сердцах помышления». И была там Анна пророчица, дочь Фануила, из колена Асирова. Она достигла весьма преклонного возраста, прожив с мужем семь лет от девства своего и вдовою до восьмидесяти четырёх лет. Она не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И в этот час, подойдя, она славила Господа и говорила о Нём всем ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили всё по Закону Господню, возвратились в Галилею в город свой Назарет. Дитя же росло и укреплялось духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нём.
Размышление на Евангелие праздника(Лк 2, 22-40)
Симеон и Анна – два праведника Израиля. Несмотря на свой преклонный возраст, они имели мужество и терпение ждать, когда осуществится обетование Бога. Именно поэтому они сподобились узнать в младенце молодой супружеской пары Всевышнего Господа. То, чего часто недостаёт нашей вере – это именно упорства, измеряемого долгим временем. Когда обетования Бога не исполняются, мы всегда подвергаемся искушению думать, что Он забыл о нас; но, если вместо этого мы дадим Святому Духу жить и действовать в нас, то поймём, что Бог желает вовлечь нас в динамизм благодати, в котором время играет иную роль, отличающуюся от той, что мы отводим ему. Поэтому доверие и терпеливое ожидание отличают жизнь христианина от жизни неверующего человека.