Информационный интернет-ресурс; не является официальным источником какого-либо религиозного объединения
Меню сайта

Архив записей

VK
Посещаемость

· RSS 05.05.2024, 22:01

Главная » 2015 » Март » 28 » 29 марта. Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим
21:37
29 марта. Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим

Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье (Dominica in Palmis de passione Domini — Пальмовое воскресенье Страстей Господних; старославянское название Неделя ваий, т.е. Воскресенье пальмовых ветвей) — праздник, открывающий Страстную неделю и посвящённый воспоминанию входа Иисуса Христа в Иерусалим (Мф 21, 1-11; Мк 11, 1-11; Лк 19, 29-44; Ин 12, 12-19). Литургия праздника выражает мессианскую славу Иисуса Христа, неотделимую от Его страданий и смерти.

Все четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страстей Его. Когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования её идти в Иерусалим, то многие из народа с радостным чувством последовали за Иисусом, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса».

Но произошло неожиданное для них: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нём Царя, который пришёл освободить его.

Далее евангелисты повествуют: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». И вошёл Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречётся», а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.

Праздник Входа в Иерусалим от употребления в этот день ваий (пальмовых ветвей и верб) называется также Неделей ваий и Вербным Воскресением. Восточная Церковь напоминает этот торжественный Вход в Иерусалим в последнее воскресение Великого поста и воспевает: «На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати» (Кондак, глас 6).

В латинском обряде праздничной мессе Вербного воскресенья предшествует процессия с ветвями, начинающаяся вне храма: после благословения ветвей и евангельского чтения о входе Господа в Иерусалим она движется к церкви. Вначале в этой процессии использовались пальмовые и оливковые ветви, в северных странах — ветви более доступных деревьев (у большинства славянских народов ветви вербы — едва ли не единственного дерева, распускающегося к этому времени), а также букеты из трав и цветов (откуда бытовавшее у многих народов в прошлом название праздника «Цветочное воскресенье» (лат. Dominica florida, англ. Flower Sunday, нем. Blumensonntag). В некоторых странах существует обычай постилать ветви на пути процессии. В ходе самой мессы читается описание Страстей Господних по одному из cиноптических Евангелий: согласно традиции это могут делать несколько человек по ролям.

Процессия Вербного воскресенья воспроизводит торжественный вход Иисуса в Иерусалим и восходит к литургической практике Иерусалимской Церкви IV века, когда народ во главе с епископом собирался на горе Елеонской и после ряда гимнов, антифонов, молитв и чтений из Библии, завершаемых евангельским описанием входа в Иерусалим, спускался в город, держа ветви и продолжая петь гимны и псалмы с рефреном: «Благословен грядущий во имя Господне». В V—VI веках этот обряд переняли другие Церкви Востока, в частности Константинопольская. Первые упоминания о его проникновении на Запад относятся к VII веку. Со временем появился обряд благословения ветвей, предваряющий процессию. Впервые этот обряд зафиксирован на Западе в римско-германском понтификале X века; в нём уже встречается гимн Теодульфа «Gloria, laus et honor» (Слава, хвала и честь), исполняемый по сей день.

В Средние века в западных странах были распространены обычаи нести во главе процессии книгу Евангелия, крест, Святые Дары (в Англии и Нормандии), деревянное изваяние осла, на котором устанавливалась статуя Христа (в Германии). В Милане Христа символически представлял архиепископ на коне; красочный обряд «шествия на осляти» на Вербное воскресенье существовал и в допетровской Руси: сам царь вёл под уздцы коня, на котором восседал патриарх.

Этот праздничный день — торжественный и светлый, на время преодолевающий сосредоточенно-скорбное настроение Великого поста и предваряющий радость Святой Пасхи. В празднике Входа Господня в Иерусалим ярко загорается слава Христа как Всемогущего Бога, и как Царя, сына Давидова, Владыки, приветствуемого избранным народом Божиим.

Католическая энциклопедия. Том I. – М.: Издательство Францисканцев, 2002. с.930-932

Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье. – Православие.Ru

Просмотров: 1221 | Добавил: volcath