Чтение Деяний святых Апостолов 12, 1–11
В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло. И убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Пётра. Тогда были дни опресноков. И, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырём четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу. Итак Пётра стерегли в темнице; между тем церковь прилежно молилась о нём Богу. Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Пётр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Пётра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною. Пётр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение. Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним. Тогда Пётр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.
Чтение второго Послания святого Апостола Павла к Тимофею 4, 6–9. 17–18
Возлюбленный: Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, бег завершил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его. Постарайся прийти ко мне скоро. Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей. И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства; Ему слава во веки веков. Аминь.
Чтение святого Евангелия от Матфея 16, 13–19
В те дни: Придя в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Пётр, отвечая, сказал ему: Ты Христос, Сын Бога живого. Тогда Иисус сказал Ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин; потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. И Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её. И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.
Размышление
Что сказал апостол Пётр, когда Господь спросил: «Не хотите ли и вы отойти?» Он ответил: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин 6,67–68). Вот так и мы говорим, когда приходим к Господу: к кому нам идти? Не к кому идти. Кто нас может поддержать мощной рукой? Кто может нас спасти, очистить, дать нам новую жизнь? Только один Господь Иисус Христос. Но мы на самом деле все время стараемся уклониться куда-то в сторону: то нас пожирает суета, то нас манят всевозможные соблазны. На самом деле идём и направо, и налево, а главная дорога остается в стороне.
Когда на горе Фаворской в день Преображения ученикам явилась слава Господня, апостол Пётр сказал: «Хорошо нам здесь быть» (Мф 17,4); он хотел остаться там навсегда, он ничего больше не хотел, потому что Господь был близок! Каждый из нас, в какой-то момент своей жизни переживал близость Господа, но потом уходил от Него — его поглощала забота, поглощали суетные мысли, мелкие и ничтожные.
Учимся мы на мужестве, на вере апостолов, но также учимся на их недостатках и слабостях. Вы помните, как апостол Пётр пошел по воде, глядя на Господа. И каждый из нас идёт по житейскому морю твёрдо, когда он смотрит на Господа. А потом он стал оглядываться вокруг; смотрит, под ногами вода, вокруг ночь, — и стал тонуть — от страха. Вот так и мы переживаем колебания, страх, маловерие, отчаяние, малодушие, неверие, сомнение!
Вспомним ещё, как апостол Пётр похвалялся, что за Учителем своим он пойдет и в тюрьму, и на смерть. А Господь сказал ему, что до петухов ещё отречётся от Него. Вот так и у нас бывает гордыня, самомнение, самоуверенность, и потом мы легко впадаем в грех. Гордыня — это тонкий лёд, который обламывается под ногами и вовлекает нас в бездну.
Апостол Пётр, когда Господь призвал его, не стал спрашивать и сомневаться, куда и зачем Он его зовёт; он поверил Ему и пошёл за Ним, потому что сердце его было отдано Ему. А наше сердце не отдано Богу! Проверить это легко. Как мы читаем молитву? Еле-еле! Как мы стоим в храме? Нас одолевают праздные мысли!.. Чем мы больше всего заняты? Чем угодно, но только не тем, чтобы жить, ходить перед Богом.
Апостол Пётр в своём Послании учит нас тому, что человек должен жить в правдивости. А сколько в нашей жизни лжи, лукавства, даже клеветы?!
Апостол Павел учит нас, что любовь есть самое высокое, что может быть, она выше веры и надежды! Но где же наша любовь? У нас и презрение, и ненависть, и ропот, и озлобление, и постоянное недовольство жизнью, людьми! Апостол Павел говорит людям о том, что плод духовный – это любовь, радость, долготерпение. Долготерпения у нас нет. Радости тоже нет — мы мрачны и унылы. Апостол Павел говорит нам: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите» (1 Фес 5,16). Мы чаще всего
унываем. Насчет «непрестанно» говорить не приходится: два раза в сутки мы не можем прочесть молитвы, даже самые простые, не говоря уже о том, чтобы из глубины души помолиться. И «за всё благодарите». Нет у нас благодарности Богу. Всё хорошо — принимаем как должное, плохо — ропщем.
Апостол Павел говорит нам: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп 4,13). Всё может христианин. А нам кажется, что мы ничего не можем, мы не способны, мы оправдываем свою леность, косность, духовное очерствение тем, что мы греховны и слабы.
Да, греховны. Да, слабы. Да, ни на что не способны, но силой Божией способны на всё! Вот в чём мы должны стоять твёрдо. Мы приходим сюда, чтобы помолиться, чтобы подойти к Святой Чаше.
Апостол Павел учит нас, что горе тому, кто подходит к ней не готовый! А мы должны готовиться по-настоящему. Недостаточно прочесть молитву перед причащением, надо ещё и сердцем подготовиться, подумать о том, что ты идёшь на Тайную Вечерю. Если вы готовитесь к встрече с каким-то важным для вас человеком, вы ведь заранее думаете об этом, вы волнуетесь, ваше сердце трепещет от ожидания этой встречи. А здесь мы идём, чтобы встретиться со своим Господом, а получается так, что накануне мы как попало проводим время, может быть, совсем неподобающим образом, приходим как бы заодно и причаститься: без благоговения, без подготовки, я уж не говорю про воздержание, про пост. Кто как может!
Если ты болен, немощен, преклонного возраста — всегда может найтись какая-то форма воздержания; всякое воздержание полезно человеку.
Апостолы всегда говорят нам о том, что человек должен трудиться для Господа. Значит, делать с любовью всё, что нам выпадает по нашей земной должности, призванию, служению, месту, семье и обществу. Но мы вечно полны вздыханий, нам всегда не нравится то, что делаем, и мы говорим: вот если бы я другое дело делал, — делал бы его хорошо. Но, как сказал нам Господь, неверный в малом и в великом будет неверен (ср. Лк 16,10).
Вот примеры двух апостолов перед нами, которые прежде всего думали о Господе, а потом о себе, прежде всего думали о людях, а не о себе. А у нас всё наоборот. Себялюбие нас душит.
Как же нам у них учиться? Надо прежде всего внимательно всматриваться в образы святых апостолов. А как всматриваться? Почти у всех у вас есть Священное Писание — читать и размышлять над ним, молиться и учиться читать в словах Деяний апостольских и апостольских Посланий. Ведь это с помощью них через века передавалось нам Слово Божие. И если мы будем относиться к этому беспечно, равнодушно, без любви и внимания, останется духовное сокровище для нас тщетным и пустым. Оно не будет действовать на нас. И получится, что мы нищие богачи — люди, которые всё имеют, но ничем не могут воспользоваться.
Господи, прости нас, грешных.
Протоиерей Александр Мень. «Подражайте мне, как я Христу».
Проповедь на общей исповеди в День памяти святых апостолов Петра и Павла.
12 июля 1986 г. |