Главная » 2018»Июль»12 » 29 июня / 12 июля. Славные и всехвальные первоверховные апостолы Пётр и Павел
00:00
29 июня / 12 июля. Славные и всехвальные первоверховные апостолы Пётр и Павел
Первенствующие из Апостолов / и вселенские учители, / Владыку всего молите / мир вселенной даровать / и душам нашим великую милость (Тропарь, глас 4).
Непоколебимых и богогласных проповедников, / высших из учеников Твоих, Господи, / Ты принял в наслаждение благ Твоих и покой; / ибо труды их и смерть признал Ты высшими всякой жертвы, / Один, знающий то, что в сердцах (Кондак, глас 2).
Святые Апостолы Пётр и Павел приняли мученическую смерть в Риме в 64-67 годах первого века, во времена преследования христиан Нероном. Пётр и Павел «одарённые разными дарами, построили единую Церковь Христову».
Братья, на что у кого есть смелость, в неразумии говорю: есть смелость и у меня. Они Евреи? И я. Израильтяне? И я. Семя Авраамово? И я. Служители Христовы? В безумии говорю: я – ещё более: много больше в трудах, безмерно под ударами, много больше в тюрьмах, часто на краю смерти. От Иудеев пять раз я получил по сорока ударов без одного; три раза бит был палками, раз побит камнями; трижды терпел кораблекрушение, ночь и день провёл в пучине морской; многократно в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от соплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратьями; в труде и изнурении, часто без сна, в голоде и жажде; часто в постах, на стуже и в наготе. Помимо всего прочего, у меня ежедневное стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, а я бы не изнемогал? Кто соблазняется, а я бы не воспламенялся? Если нужно хвалиться, буду хвалиться немощью моей. Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа – Он, благословенный вовеки, – знает, что я не лгу. В Дамаске правитель царя Ареты стерёг город Дамаск, чтобы схватить меня, и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал рук его. Хвалиться-то и неполезно мне: ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю такого человека во Христе, который четырнадцать лет тому назад, – в теле ли – не знаю; вне ли тела – не знаю: Бог знает, – восхищен был до третьего неба. И знаю о том человеке – в теле ли, вне ли тела, – не знаю: Бог знает, – что он был восхищен в рай и услышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. О таком буду хвалиться, о себе же самом не буду хвалиться, разве только немощами моими. Ибо если захочу похвалиться, не буду неразумен; ибо скажу истину. Но я удерживаюсь, чтобы не подумал кто обо мне более того, что во мне видит или что слышит от меня. И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано было мне жало в плоть, ангел сатаны, мучить меня, чтобы я не превозносился. Трижды просил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. И сказал Он мне: Довольно для тебя благодати Моей: ибо сила Моя в немощи совершается. И вот, охотнее всего буду хвалиться скорее немощами моими, чтобы вселилась в меня сила Христова.
Евангелие от Матфея, зач. 67А Мф 16, 13-19
В то время, придя в пределы Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих, говоря: За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они же сказали: Одни – за Иоанна Крестителя, другие же – за Илию, а иные – за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: А вы за кого почитаете Меня? В ответ же Симон Пётр сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живого. И Иисус сказал ему в ответ: Блажен ты, Симон сын Ионин, ибо не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Который на небесах. И Я говорю тебе: Ты – Пётр, и на этой Скале Я воздвигну Церковь Мою, и врата ада не одолеют её. И дам тебе ключи Царства Небесного; и что ты свяжешь на земле, будет связано на небесах; и что ты разрешишь на земле, будет разрешено на небесах.
Размышление
Трудно брать на себя ответственность за свой выбор. Трудно высказывать определённое мнение, трудно принимать решение — ведь ты несёшь ответственность за все его следствия и плоды. И если этот выбор, это решение лежат в религиозной, в нравственной области, то отвечать за это приходится всей жизнью. А решения вообще принимать трудно, потому что разве может человек что-нибудь знать наверняка?
Поэтому так важен тот момент, когда апостол Пётр, от себя ли, или от лица всех Двенадцати, решается произнести слова: «Ты — Христос, Сын Бога Живого». Благодаря этому исповеданию, Пётр принимает Господа Иисуса как Спасителя. Всё дальнейшее — свидетельство, проповедь, тяжесть Гефсиманской ночи и дар Пятидесятницы — основано на этом решении Петра и на его поступке, на его исповедании. Становясь основанием Церкви, он приобщается если не божественной природе (до Тайной вечери ещё далеко), то божественной власти Христа.
Сам Пётр, похоже, глубоко пережил этот момент. В написанном около 63 года послании, говоря о сути веры и жизни, он упоминает именно готовность «дать отчёт в уповании» (1 Пет 3, 15). Апостольство Двенадцати заключается, собственно, в первую очередь в их исповедании, и лишь затем — в проповеди по всему лицу земли. И это относится и ко всем их ученикам.