Главная » 2019»Июль»12 » 29 июня / 12 июля. Славные и всехвальные первоверховные апостолы Пётр и Павел
00:00
29 июня / 12 июля. Славные и всехвальные первоверховные апостолы Пётр и Павел
Первенствующие из Апостолов / и вселенские учители, / Владыку всего молите / мир вселенной даровать / и душам нашим великую милость (Тропарь, глас 4).
Господь наш Иисус Христос, в последние дни земной жизни Своей, в дни Своего служения роду человеческому, избрал из среды учеников Своих двенадцать Апостолов для проповеди Слова Божия. Между ними апостол Пётр за свою пламенную ревность удостоился занимать первое место (Мф 10, 2) и быть как бы представительным лицом всей Церкви. Поэтому и сказано ему, по преимуществу, после исповедания: «и дам ти ключи Царствия Небеснаго: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на Небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на Небесех» (Мф 16, 19). Ибо эти «ключи» и право «вязать и решить» получил не один человек, но Единая Вселенская Церковь.
И по Воскресении Своём Господь препоручает апостолу Петру пасти стадо Своё духовное не потому, что между учениками одному только Петру предоставлено было пасти стадо Христово, но обращается Христос главным образом к Петру потому, что Пётр был первым между Апостолами и как бы представителем Церкви; притом, обращаясь в этом случае к одному Петру, как к верховному Апостолу, Христос тем самым одобряет единство Церкви.
И апостол Павел, будучи прежде Савлом, сделался из хищного волка кротким агнцем; прежде был врагом Церкви, потом является Апостолом; прежде преследователем её, потом проповедником. И действительно Господь указал апостолу Павлу, что должно было ему претерпеть за Имя Его. Он наставлял его в подвигах; не оставлял во узах, оковах, темницах, кораблекрушениях; Сам сострадал ему в его страданиях, Сам руководил его к этому дню.
В один день совершаем память страдания обоих Апостолов этих, ибо, хотя они пострадали и в разные дни, но по духу и по близости страданий своих они составляют одно. Пётр предшествовал, Павел же вскоре за ним последовал.
Итак, братья, празднуя ныне память святых апостолов Петра и Павла, воспоминая честные их страдания, возлюбим их истинную веру, святую жизнь, возлюбим неповинность, страдания их и чистоту исповедания. Любя в них эти высокие качества и подражая их великим подвигам, «во еже уподобитися» им (2 Фес 5, 9), и мы достигнем того вечного блаженства, которое уготовано всем святым.
Послание к Коринфянам, зач. 193 2 Кор 11:21 – 12:9
Братья, на что у кого есть смелость, в неразумии говорю: есть смелость и у меня. Они Евреи? И я. Израильтяне? И я. Семя Авраамово? И я. Служители Христовы? В безумии говорю: я – ещё более: много больше в трудах, безмерно под ударами, много больше в тюрьмах, часто на краю смерти. От Иудеев пять раз я получил по сорока ударов без одного; три раза бит был палками, раз побит камнями; трижды терпел кораблекрушение, ночь и день провёл в пучине морской; многократно в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от соплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратьями; в труде и изнурении, часто без сна, в голоде и жажде; часто в постах, на стуже и в наготе. Помимо всего прочего, у меня ежедневное стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, а я бы не изнемогал? Кто соблазняется, а я бы не воспламенялся? Если нужно хвалиться, буду хвалиться немощью моей. Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа – Он, благословенный вовеки, – знает, что я не лгу. В Дамаске правитель царя Ареты стерёг город Дамаск, чтобы схватить меня, и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал рук его. Хвалиться-то и неполезно мне: ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю такого человека во Христе, который четырнадцать лет тому назад, – в теле ли – не знаю; вне ли тела – не знаю: Бог знает, – восхищен был до третьего неба. И знаю о том человеке – в теле ли, вне ли тела, – не знаю: Бог знает, – что он был восхищен в рай и услышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. О таком буду хвалиться, о себе же самом не буду хвалиться, разве только немощами моими. Ибо если захочу похвалиться, не буду неразумен; ибо скажу истину. Но я удерживаюсь, чтобы не подумал кто обо мне более того, что во мне видит или что слышит от меня. И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано было мне жало в плоть, ангел сатаны, мучить меня, чтобы я не превозносился. Трижды просил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. И сказал Он мне: Довольно для тебя благодати Моей: ибо сила Моя в немощи совершается. И вот, охотнее всего буду хвалиться скорее немощами моими, чтобы вселилась в меня сила Христова.
Евангелие от Матфея, зач. 67А Мф 16:13-19
В то время, придя в пределы Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих, говоря: За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они же сказали: Одни – за Иоанна Крестителя, другие же – за Илию, а иные – за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: А вы за кого почитаете Меня? В ответ же Симон Пётр сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живого. И Иисус сказал ему в ответ: Блажен ты, Симон сын Ионин, ибо не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Который на небесах. И Я говорю тебе: Ты – Пётр, и на этой Скале Я воздвигну Церковь Мою, и врата ада не одолеют её. И дам тебе ключи Царства Небесного; и что ты свяжешь на земле, будет связано на небесах; и что ты разрешишь на земле, будет разрешено на небесах.
Размышление
Трудно брать на себя ответственность за свой выбор. Трудно высказывать определённое мнение, трудно принимать решение — ведь ты несёшь ответственность за все его следствия и плоды. И если этот выбор, это решение лежат в религиозной, в нравственной области, то отвечать за это приходится всей жизнью. А решения вообще принимать трудно, потому что разве может человек что-нибудь знать наверняка?
Поэтому так важен тот момент, когда апостол Пётр, от себя ли, или от лица всех Двенадцати, решается произнести слова: «Ты — Христос, Сын Бога Живого». Благодаря этому исповеданию, Пётр принимает Господа Иисуса как Спасителя. Всё дальнейшее — свидетельство, проповедь, тяжесть Гефсиманской ночи и дар Пятидесятницы — основано на этом решении Петра и на его поступке, на его исповедании. Становясь основанием Церкви, он приобщается если не божественной природе (до Тайной вечери ещё далеко), то божественной власти Христа.
Сам Пётр, похоже, глубоко пережил этот момент. В написанном около 63 года послании, говоря о сути веры и жизни, он упоминает именно готовность «дать отчёт в уповании» (1 Пет 3, 15). Апостольство Двенадцати заключается, собственно, в первую очередь в их исповедании, и лишь затем — в проповеди по всему лицу земли. И это относится и ко всем их ученикам.