Воспойте Господу песнь новую; * воспой Господу, вся земля. * Слава и величие пред лицом Его, * святость и великолепие во святилище Его (Ср. Пс 95 (96), 1. 6. Входной антифон).
Чтение книги Неемии Неем 8, 2-4a. 5-6. 8-10
В те дни: Принёс священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца; и читал из него на площади, которая пред Водяными воротами, от рассвета до полудня, пред мужчинами и женщинами и всеми, которые могли понимать; и уши всего народа были приклонены к книге закона. Книжник Ездра стоял на деревянном возвышении, которое для сего сделали. И открыл Ездра книгу пред глазами всего народа, потому что он стоял выше всего народа. И когда он открыл её, весь народ встал. И благословил Ездра Господа, Бога великого. И весь народ отвечал: «аминь, аминь», поднимая вверх руки свои, — и поклонялись и повергались пред Господом лицом до земли. И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное. Тогда Неемия, он же Тиршафа, и книжник Ездра, священник, и левиты, учившие народ, сказали всему народу: «день сей свят Господу, Богу вашему; не печальтесь и не плачьте», потому что весь народ плакал, слушая слова закона. И сказал им: пойдите, ешьте тучное, и пейте сладкое, и посылайте части тем, у кого ничего не приготовлено; потому что день сей свят Господу нашему. И не печальтесь, потому что радость пред Господом подкрепление для вас.
Страх Господень чист, *
пребывает вовек.
Суды Господни истина, *
все праведны.
Да будут слова уст моих *
и помышление сердца моего
благоугодны пред Тобою, *
Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
Чтение первого Послания святого Апостола Павла к Коринфянам 1 Кор 12, 12-30
Братья: Как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело: так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные; и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: «я не принадлежу к телу, потому что я не рука», то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: «я не принадлежу к телу, потому что я не глаз», то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если всё тело глаз, то где слух? Если всё слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были бы один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: «ты мне не надобна»; или также голова ногам: «вы мне не нужны». Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее. И которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения. И неблагообразные наши более благовидно покрываются; а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы — тело Христово, а порознь — члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки: все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? все ли истолкователи?
Аллилуия
Господь помазал Меня * благовествовать нищим, * проповедовать пленным освобождение.
Аллилуия.
Чтение святого Евангелия от Луки Лк 1, 1-4; 4, 14-21
Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова; то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твёрдое основание того учения, в котором был наставлен. В то время: Возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нём по всей окрестной стране. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем. И пришёл в Назарет, где был воспитан, и вошёл, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашёл место, где было написано: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное». И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.
Размышления(Лк 1, 1-4; 4, 14-21)
В синагоге Назарета исполняется пророчество, произнесённое почти за восемьсот лет до Рождества Христова. Все знали это пророчество, и Иисус просто говорит, что эти слова, наконец, сбылись. Это означает, что обещание утешения и восстановления, о котором говорили пророки, на самом деле означало не событие, а человека, и этот человек был прямо перед ними.
«Ныне», о котором говорит Иисус, – это время, имеющее не хронологическую, а спасительную значимость: это означает, что с пришествием Иисуса временем, благоприятным для того, чтобы познать и любить Бога, является также и наше настоящее. Любовь Бога столь велика, что для каждого есть возможность ощутить Его любящую заботу и милость. Устремим и мы свой взгляд на Христа: Он скажет нам слова жизни и утешения.
Не может не поражать особое начало этого Евангелия, отличающегося от остальных трёх. Прежде чем рассказывать о земной жизни Иисуса, Лука пишет Феофилу о том, с какой тщательностью он отнёсся к этому: то, о чём он повествует, является плодом «тщательных исследований» об Иисусе, о Его жизни и Его свидетелях, о людях, с которыми Он встречался, которые Его видели, последовали за Ним. Кто такой Феофил, не объясняется; но исходя из имени (Teò-filo означает «друг Бога»), оно обозначает любого, кто желает быть другом Бога, и потому старается узнать Его лучше, чтобы укрепиться в своей вере. Поэтому смело можешь рядом этим именем поставить своё, и не ограничивайся тем, что другие говорят об Иисусе, а, как Лука, постигай Его, изучай, ищи Его сам, доверься Ему и войди в Его жизнь через страницы Евангелия.
Братья и сёстры, Иисус Христос есть Учитель, посланный Отцом возвестить Евангелие миру. Попросим Его, да распространится благовестие по всей земле.
Услышь нас, Господи.
1. Да соделаются все чада Церкви одним телом и одним духом и своею жизнью прославляют Всевышнего, — Господа просим.
2. Да услышат слова Евангелия люди всего мира и да обретут надежду во Христе, Сыне Божием, — Господа просим.
3. Да будет Слово Божие утешением и светом на всех путях нашей жизни, — Господа просим.
4. Да удостоятся все неверующие встречи с Богом и да найдут в Нём радость и смысл жизни, — Господа просим.
5. Да будем мы свидетельствовать о нашей вере своими словами и деяниями, — Господа просим.
Господи Иисусе, Ты имеешь глаголы жизни вечной; услышь прошения наши и дай нам возлюбить Слово Твоё, дабы мы удостоились Твоей славы, ибо Ты живёшь и царствуешь во веки веков.