Пречистая Богоматерь, Богородица! / Собрание Твоё священное украшено многообразными красотами; / дары Тебе приносят, Госпожа, многие мирские люди. / Узы наши греховные расторгни Своею милостию / и спаси души наши (Тропарь, глас 4).
Прежде утренней звезды от Отца без матери Рождённый, / на земле без отца в сей день явился во плоти от Тебя. / Потому звезда благовествует волхвам, / Ангелы же с пастухами воспевают / непорочные роды Твои, Благодатная (Кондак, глас 6).
Прокимен, глас 3, песнь Богородицы Лк 1, 46-48
Величает душа моя Господа / и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моём.
Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей, ибо отныне назовут Меня блаженной все роды.
Послание к Евреям, зач. 306 Евр 2, 11-18
Братья, и Освящающий и освящаемые, все – от Единого; по этой причине Он не стыдится называть их братьями, говоря: Возвещу имя Твоё братьям Моим, посреди собрания воспою Тебя. И ещё: Я буду уповать на Него. И ещё: Вот Я и дети, которых дал Мне Бог. А поскольку дети причастны плоти и крови, то и Он точно так же приобщился их, чтобы смертью лишить силы имеющего власть над смертью, то есть диавола, и избавить тех, которые в страхе смерти всю жизнь были подвержены рабству. Ибо Он, конечно, не природу Ангелов принимает, но семя Авраамово принимает. Потому Он должен был во всём уподобиться братьям, чтобы стать милостивым и верным Первосвященником в служении пред Богом для умилостивления за грехи народа. Ибо в том, что Сам претерпел, быв искушён, Он может и искушаемым помочь.
Аллилуия, глас 4
Стих: Встань, Господи, на место покоя Твоего, Ты и ковчег святыни Твоей (Пс 131, 8).
Стих: Клялся Господь Давиду в истине и не отречется от неё (Пс 131, 11).
Евангелие от Матфея, зач. 4 Мф 2, 13-23
Когда волхвы удалились, – вот, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: Встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод намерен искать Младенца, чтобы погубить Его. И он встав, взял Младенца и Матерь Его ночью и удалился в Египет; и был там до кончины Ирода, чтобы исполнилось сказанное Господом чрез пророка, который говорит: Из Египта призвал Я Сына Моего. Тогда Ирод, увидев, что он осмеян волхвами, разгневался весьма и послал истребить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда исполнилось сказанное Иеремией пророком, который говорит: Глас в Раме был слышен, плач, и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих, и не хочет она утешиться, потому что их нет. Когда же скончался Ирод, вот, Ангел Господень является во сне Иосифу в Египте и говорит: Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. И он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришёл в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует над Иудеей вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, удалился в пределы Галилейские. И придя, поселился в городе, именуемом Назарет, дабы исполнилось сказанное чрез пророков, что Он будет назван Назореем.
Размышление
Сегодня мы читаем рассказ евангелиста Матфея о бегстве в Египет. Все мы были бы рады оказаться рядом со Христом в Его торжестве и славе. Но Пренепорочная Дева разделяет с Ним в первую очередь Его унижение и страдание. Так было в первые дни Его земной жизни, когда Он должен был стать беженцем и спасаться от человеческой жестокости. Так было на Голгофе. И именно этому нам нужно учиться у Пресвятой Богородицы, потому что быть рядом с Её Сыном в Его страстях — это и есть спасение.
С самого момента рождения в отравленном жестокостью мире, а затем с бегства в Египет Иисусу пришлось разделить испытания земного пути и израильского народа, и всего человечества. И с этих же первых дней на земле начинается Его крестный путь на Голгофу.