В сей день спасения нашего начало / и предвечного таинства явление: / Сын Божий Сыном Девы становится, / и Гавриил о благодати благовествует. / Потому и мы с ним Богородице возгласим: / Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! (Тропарь Благовещения, глас 4).
Благовещение — евангельское событие и посвящённый ему христианский праздник; возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа.
Это событие является начальным моментом Боговоплощения. Евангельский рассказ о Благовещении — один из основополагающих источников для мариологии, поскольку он указывает на исключительное место Марии в истории спасения, на Её предизбранность и предуготовленность Божественной благодатью, на Её Богоматеринство, Её всецелое послушание воле Бога при свободном согласии с Его Промыслом.
Церковное празднование в воспоминание этого евангельского события вошло в практику в середине VI века в Константинополе и вскоре распространилось на Востоке. В VII веке этот праздник появился также в Риме и Испании; Галлия приняла его лишь в VIII веке. Выбор для празднования 25 марта был связан с процессом «историзации» евангельских празднований в календаре Церкви: так как праздник Рождества Христова был установлен значительно раньше, для Благовещения (и, соответственно, зачатия Иисуса Христа), был выбран день, на 9 месяцев предваряющий это событие. По другой гипотезе, дата Благовещения была определена ранее даты Рождества; установление даты связано с представлением, что смерть Христа произошла 25 марта, и что Его земная жизнь должна была всключать целое число лет.
В латинском обряде Благовещение ныне празднуется в ранге торжества, в византийском обряде принадлежит к двунадесятым праздникам; празднование совершается 25 марта, однако в современной литургической практике латинского обряда в случае совпадения этого дня с одним из воскресений Великого поста празднование переносится на ближайший понедельник, а при совпадении с любым из дней Страстной недели или октавы Пасхи оно переносится на понедельник второй недели Пасхи. В календаре византийского обряда Благовещение может приходиться на различные дни Великого поста или на самое начало Пасхального периода. При совпадении Благовещения и Пасхи этот двойной праздник называется Кириопасха.
Католическая энциклопедия – М.: Издательство Францисканцев, 2002. Т.1, с.594-595.
Прокимен воскресный, глас 4
Как величественны дела Твои, Господи, / всё премудростью Ты сотворил (Пс 103:24).
Стих: Благословляй, душа моя Господа! Господи Боже мой, возвеличен Ты весьма (Пс 103:1).
Прокимен Благовещения, глас 4
Благовествуйте день за днём / спасение Бога нашего (Пс 95:2Б).
Послание к Евреям, зач. 314 Евр 6:13-20
Недели 4-й Великого поста
Братия, Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя. И так Авраам, долготерпением, получил обещанное. Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твёрдое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и проникающий внутрь, за завесу, куда предтечею за нас вошёл Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.
Послание к Евреям, зач. 306 Евр 2:11-18
Благовещения
Братья, и Освящающий и освящаемые, все – от Единого; по этой причине Он не стыдится называть их братьями, говоря: Возвещу имя Твоё братьям Моим, посреди собрания воспою Тебя. И ещё: Я буду уповать на Него. И ещё: Вот Я и дети, которых дал Мне Бог. А поскольку дети причастны плоти и крови, то и Он точно так же приобщился их, чтобы смертью лишить силы имеющего власть над смертью, то есть диавола, и избавить тех, которые в страхе смерти всю жизнь были подвержены рабству. Ибо Он, конечно, не природу Ангелов принимает, но семя Авраамово принимает. Потому Он должен был во всём уподобиться братьям, чтобы стать милостивым и верным Первосвященником в служении пред Богом для умилостивления за грехи народа. Ибо в том, что Сам претерпел, быв искушён, Он может и искушаемым помочь.
Аллилуия, глас 4
Стих: Укрепись, и процветай, и царствуй ради истины, и кротости, и правды (Пс 44:5А).
Стих: Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие (Пс 44:8А).
Стих: Он сойдёт, как дождь на руно, и как капля падающая на землю (Пс 71:6).
Стих: Да будет имя Его благословенно вовеки, прежде солнца пребывает имя Его (Пс 71:17А).
Евангелие от Марка, зач. 40 Мк 9:17-31
Недели 4-й Великого поста
В то время обратился к Иисусу один человек из толпы: Учитель, я привёл к Тебе сына моего, имеющего духа немого. И где он на него ни нападёт, бросает его на землю, и он испускает пену и скрежещет зубами и цепенеет; и сказал я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не смогли. И Он ответил им: о, род неверный! Доколе с вами буду? Доколе буду выносить вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. И увидев Его, дух тотчас свёл его сильной судорогой; и упав на землю, он катался, испуская пену. И Иисус спросил отца его: сколько времени, как это случилось с ним? Он же сказал: с детства. И часто в огонь бросал его дух и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, помоги нам, сжалься над нами. Иисус же сказал ему: ты сказал – если что можешь. Всё возможно верующему. И тотчас вскричал отец ребенка: верую, помоги моему неверию! Иисус же увидев, что сбегается толпа, возбранил духу нечистому, говоря ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и более не входи в него. И вскрикнув и сильно сведя его судорогой, дух вышел; и сделался он, как мёртвый, так что многие говорили: умер. Иисус же, взяв его за руку, поднял его, и он встал. И когда вошел Иисус в дом, ученики Его отдельно от других спрашивали Его: почему мы не смогли изгнать его? И Он сказал им: этот род ничем не может быть изгнан: только молитвой и постом. И выйдя оттуда, они проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо Он давал наставления Своим ученикам и говорил им, что Сын Человеческий будет предан в руки человеческие, и убьют Его, и, убитый, Он через три дня воскреснет.
Евангелие от Луки, зач. 3А Лк 1:24-38
Благовещения
В те дни зачала Елисавета, жена Захарии, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обручённой мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошёл от Неё Ангел.
Размышление на Евангельское чтение Благовещения
Как много значит для нас этот разговор Марии с архангелом Гавриилом. Всего несколько реплик, а ведь в них решается судьба мира, от них зависит наша жизнь. И в основе этой беседы — безграничное доверие. Доверие Бога к нам, к человеку вообще и к Марии лично. Спасение человечества, спасение всего человечества — в руках одного-единственного человека. Всесильный Бог, Который вывел Израиль из земли египетской, давал пищу целому народу в пустыне, карал за грехи Содом и Гоморру, предаёт себя в руки хрупкой юной девушки.
И, с другой стороны, мы видим доверие Марии к Богу. Сначала Она смущена приветствием архангела, да и кто бы не испугался на Её месте. Но Бог устами Гавриила готов отвечать на Её вопросы, Она же не боится их задавать. Мы часто зовем Богородицу Новой Евой, и действительно, беседа Благовещения — словно зеркало того разговора, который Бог ведёт с Адамом и Евой (Быт 3:9-13). Точнее, пытается вести, потому что ни Адам, ни Ева не отвечают прямо на Его вопросы и с каждым Его словом начинают бояться всё сильнее. Самое первое последствие их греха — потеря доверия к Богу... Совсем иначе ведёт себя Мария: Она не прячется от Бога — и получает от Него ответы на свои вопросы. И, предавая себя в руки Божии, Она даёт нам пример смирения и доверия. Доверия даже тогда, когда то, что предлагает нам Бог, страшно и неведомо. Доверия к обещанию вечной Жизни даже тогда, когда кажется, что за смертью ничего нет. И Бог не ждёт от нас непосильного для нас понимания своего предназначения, Он лишь предлагает нам согласиться на то, что Он предлагает нам здесь и сейчас.