Информационный интернет-ресурс; не является официальным источником какого-либо религиозного объединения
Меню сайта

Архив записей

VK
Посещаемость

· RSS 24.11.2024, 20:49

Главная » 2018 » Апрель » 7 » 25 марта / 7 апреля. Благовещение Пресвятой Богородицы. Великая Суббота
00:00
25 марта / 7 апреля. Благовещение Пресвятой Богородицы. Великая Суббота

В шестой месяц послан был Архангел к Деве Чистой / и «Радуйся!» Ей возгласив, / возвестил благую весть, / что от Неё Искупитель произойдёт. / Потому Она, приняв с верою то приветствие, / зачала Тебя, Предвечного Бога, / неизреченно благоволившего вочеловечиться / для спасения душ наших (Стихира праздника на «Господи, воззвах», глас 4).

Благовещение (Annuntiatio Domini) — евангельское событие и посвящённый ему христианский праздник; возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа.

Это событие является начальным моментом Боговоплощения. Евангельский рассказ о Благовещении — один из основополагающих источников для мариологии, поскольку он указывает на исключительное место Марии в истории спасения, на Её предизбранность и предуготовленность Божественной благодатью, на Её Богоматеринство, Её всецелое послушание воле Бога при свободном согласии с Его Промыслом.

Церковное празднование в воспоминание этого евангельского события вошло в практику в середине VI века в Константинополе и вскоре распространилось на Востоке. В VII веке этот праздник появился также в Риме и Испании; Галлия приняла его лишь в VIII веке. Выбор для празднования 25 марта был связан с процессом «историзации» евангельских празднований в календаре Церкви: так как праздник Рождества Христова был установлен значительно раньше, для Благовещения (и, соответственно, зачатия Иисуса Христа), был выбран день, на 9 месяцев предваряющий это событие. По другой гипотезе, дата Благовещения была определена ранее даты Рождества; установление даты связано с представлением, что смерть Христа произошла 25 марта, и что Его земная жизнь должна была всключать целое число лет.

В латинском обряде Благовещение ныне празднуется в ранге торжества, в византийском обряде принадлежит к двунадесятым праздникам; празднование совершается 25 марта, однако в современной литургической практике латинского обряда в случае совпадения этого дня с одним из воскресений Великого поста празднование переносится на ближайший понедельник, а при совпадении с любым из дней Страстной недели или октавы Пасхи оно переносится на понедельник второй недели Пасхи. В календаре византийского обряда Благовещение может приходиться на различные дни Великого поста или на самое начало Пасхального периода. При совпадении Благовещения и Пасхи этот двойной праздник называется Кириопасха.

Католическая энциклопедия – М.: Издательство Францисканцев, 2002. Т.1, с.594-595.

Послание к Римлянам, зач. 91 (Великой Субботы)
Рим 6, 3-11

Братия, все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы были с Ним погребены крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мёртвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живёт, то живёт для Бога. Так и вы почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.

Послание к Евреям, зач. 306 (Благовещения)
Евр 2, 11-18

Братья, и Освящающий и освящаемые, все – от Единого; по этой причине Он не стыдится называть их братьями, говоря: Возвещу имя Твоё братьям Моим, посреди собрания воспою Тебя. И ещё: Я буду уповать на Него. И ещё: Вот Я и дети, которых дал Мне Бог. А поскольку дети причастны плоти и крови, то и Он точно так же приобщился их, чтобы смертью лишить силы имеющего власть над смертью, то есть диавола, и избавить тех, которые в страхе смерти всю жизнь были подвержены рабству. Ибо Он, конечно, не природу Ангелов принимает, но семя Авраамово принимает. Потому Он должен был во всём уподобиться братьям, чтобы стать милостивым и верным Первосвященником в служении пред Богом для умилостивления за грехи народа. Ибо в том, что Сам претерпел, быв искушён, Он может и искушаемым помочь.

Евангелие от Матфея, зач. 115 (Великой Субботы)
Мф 28, 1-20

По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нём; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мёртвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мёртвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам. И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня. Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всём бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдёт до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово это между иудеями до сего дня. Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и вот, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

Евангелие от Луки, зач. 3А (Благовещения)
Лк 1, 24-38

В те дни зачала Елисавета, жена Захарии, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обручённой мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошёл от Неё Ангел.

Размышление на Евангелие праздника (Лк 1, 24-38)

Сегодняшнее торжество стоит в ряду наиболее важных, потому что оно прославляет возвещение ангела Марии, начало воплощения, изумительную встречу между божественным и человеческим, между вечностью и временем. Господь воплощается в Марии. Бог избирает Матерью Своего Сына еврейскую девушку из Назарета: Марию, Которая в конце беседы с ангелом произносит Своё «да» решительно и красноречиво: Она не говорит просто: «Я сделаю то, что ты сказал мне, Я постараюсь исполнить это служение», но выражает личное посвящение, торжественное согласие быть вовлечённой в замысел Бога: «Да будет Мне по слову твоему». Благовещение в Марии выражается послушанием, которое принимает и рождает. Так Она осуществляет в Себе тайну веры, принимая Бога таким, как Он есть. Полное смирение: «Се, Раба Господня», – говорит эта юная девушка, отказываясь от Своей воли, чтобы предоставить действовать Богу. Только так можно постичь и вместить Абсолютное. Она представляет Собой образ каждого человека и всей Церкви, которая, в вере, продолжает зачинать и рождать Самого Бога.

Радио Ватикана. Литургические чтения.

Благородный Иосиф, / с древа сняв пречистое тело Твоё, / чистым полотном обвив и помазав благовониями / в гробнице новой положил (Тропарь Великой Субботы).

Бездну Заключивший / лежит пред нами мёртвым, / и, полотном со смирною обвитый, / в гробнице полагается как смертный – Бессмертный. / Жены же пришли помазать Его миром, / плача горько и взывая: / Эта суббота – преблагословенна, / та самая, когда Христос уснул, / чтобы на третий день воскреснуть (Кондак Великой Субботы).

В сей день спасения нашего начало / и предвечного таинства явление: / Сын Божий Сыном Девы становится, / и Гавриил о благодати благовествует. / Потому и мы с ним Богородице возгласим: / Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! (Тропарь Благовещения, глас 4).

Обороняющей меня Военачальнице / за избавление от страшных бед / торжества победы благодарственные / учреждаю Тебе я, Твой город, Богородица! / Но Ты, как имеющая власть необоримую, / от всяческих опасностей меня освободи, / да взываю Тебе: / Радуйся, Невеста, брака не познавшая! (Кондак Благовещения, глас 8).

Просмотров: 996 | Добавил: admin