Вознёсся Ты во славе, Христе Боже наш, / радости исполнив учеников / обещанием Святого Духа, / по утверждении их благословением / в том, что Ты – Сын Божий, Искупитель мира (Тропарь, глас 4).
Установление праздника Вознесения Господня, несомненно, восходит к самой глубокой древности. Так, уже Апостольские Постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе (кн. 5, гл. 18). Особенно важны в этом отношении свидетельства святого Иоанна Златоуста и блаженного Августина. Иоанн Златоуст называет этот праздник важнейшим и великим и относит его к праздникам, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, установлены апостолами. Блаженный Августин, упоминая о повсеместном совершении праздника по преданию, прямо приписывает ему апостольское установление.
Через Вознесение падшее человеческое естество возводится Христом, Начальником нашего спасения, от земли, тления и смерти к нескончаемой жизни – на небо. По евангельскому повествованию и богослужебным песнопениям, Господь вознёсся на небо и «сел одесную Бога Отца». Апостолы видели вознесение Господа. Спаситель был поднят на облака и затем сокрыт от их очей облаками. Тем самым апостолам дано было понять, что Христос после Своего Вознесения уже не будет видим на земле в телесном Своём виде, как это было до и после Его воскресения, потому что с вознесением Он по Своему человечеству, по Своим телу и душе, стал ещё ближе ко Отцу. Господь Иисус Христос воспринял по человечеству то место и получил ту славу, которые Он имел всегда по Божеству, то есть место равное Богу Отцу по достоинству и силе, что и выражается словами: «сел одесную Отца».
По Своём вознесении на небо Христос Спаситель не оставил, не покинул землю Своим присутствием... Своим Вознесением Господь стал ещё ближе к человечеству, к верующим в Него, ибо Он ныне находится на земле не только Своим Божеством, но и Прославленным Телом в великом таинстве Евхаристии, в котором все верующие приобщаются Его Тела и Крови.
Вознесись на небеса, Боже, / и по всей земле – слава Твоя! (Пс 56:6).
Стих: Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё, буду петь и воспевать во славе моей (Пс 56:8).
Деяния святых Апостолов, зач. 1Б Деян 1:1-12
Первую книгу, Феофил, составил я о всём, что с самого начала делал и чему учил Иисус, до того дня, когда Он был вознесён, дав Духом Святым повеления Апостолам, которых Он избрал, которым Он и показал Себя живым, по страдании Своём, со многими доказательствами, сорок дней являясь им и говоря о Царстве Божием. И за трапезою, Он повелел им не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного Отцом, «о чём вы слышали от Меня. Ибо Иоанн крестил водою, вы же будете крещены Духом Святым, по истечении немногих этих дней». Итак, собравшись вместе, они спрашивали Его: «Господи, не в это ли время восстанавливаешь Ты Царство Израилю?» И Он сказал им: «Не вам знать времена и сроки, которые Отец установил Своею властью. Но вы примете силу, когда найдёт Святой Дух на вас, и вы будете Моими свидетелями и в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии, и до предела земли». И, сказав это, – пока они смотрели – Он был поднят, и облако скрыло Его из глаз их. И как взоры их были устремлены к небу, во время Его отшествия, вот два мужа предстали им в одеяниях белых, и сказали: «Мужи Галилейские, что вы стоите, глядя на небо? Этот Иисус, вознесённый от вас на небо, придёт таким же образом, как вы видели Его, отходящим на небо». Тогда возвратились они в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима в расстоянии субботнего пути.
Аллилуия, глас 8
Стих: Взошёл Бог при восклицании, Господь – при звуке трубном (Пс 46:6).
Стих: Все народы, рукоплещите, воскликните Богу гласом радости (Пс 46:2).
Евангелие от Луки, зач. 114 Лк 24:36-53
В те дни воскрес Иисус из мёртвых, стал посреди учеников Своих и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печёной рыбы и сотового мёда. И, взяв, ел пред ними. И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мёртвых в третий день, и проповеданным быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечётесь силою свыше. И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.
Слово на Вознесение Блаженного Августина
Днесь Господь наш Иисус Христос восшёл на небеса – вознесёмся и мы за Ним сердцами нашими. Внемлем Апостолу: «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога. О горнем помышляйте, а не о земном». Ведь Он, хоть и восшёл на небо, но нас не оставил. Так и мы с Ним уже там пребываем, хотя ещё не исполнилось обетованное в нашей плоти. Христос вознёсся на небеса, но по-прежнему страждет на земле всякий раз, как мы, Его члены, что-либо претерпеваем. Он Сам свидетельствует об этом, взывая с небес: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» – и – «Алкал Я, и вы дали Мне есть». Отчего же и мы не усердствуем на земле так, чтобы с Ним наслаждаться миром небесным благодаря вере, надежде и любви, соединяющими нас с Господом? Хоть Он и там, но обитает с нами; – и мы, хотя здесь находимся, но с Ним пребываем. Христос обитает в небесах Божеством Своим, Силой и Любовью; – так и мы, хотя и не можем уподобиться Ему по божеству, но можем, в Нём пребывая, быть там властью любви. Христос не покинул небес, когда сошёл к нам; – так Он и нас не оставил, вознесясь обратно на небеса. Ибо о том, что был там, пребывая здесь, Он Сам свидетельствует, говоря: «Никто не восходил на небо, как только Сын Человеческий, сущий на небесах».
Сказал же сие дабы явить единство, ибо Он глава наша, а мы Его члены. Посему никто не восходил на небо, кроме Него и нас в Нём, восходящих потому, что Он, вочеловечившись, соделал нас сынами Божьими. Апостол же говорит так: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело: так и Христос». Не сказал: «Так Христос», – но – «так и Христос». Итак, много у Христа членов, но одно тело. Сошёл же с небес по милосердию Своему, и не восшёл никто, кроме Него и нас в Нём по дарованной нам благодати. И, кроме Христа, никто не сошёл, и никто не восшёл. Посему не станем приписывать телу достоинств его Главы, но будем помнить, что тело от Главы в своём единстве неотделимо.
Блаженный Августин Иппонийский. Слово 263/А на Вознесение Господне.