Чтение книги пророка Иеремии 1, 4–10
Во дни Иосии: И было ко мне слово Господне: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя; пророком для народов поставил тебя. А я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я ещё молод. Но Господь сказал мне: не говори: «я молод»; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдёшь, и всё, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя, сказал Господь. И простёр Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои. Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать.
Чтение первого Послания святого Апостола Петра 1, 8–12
Возлюбленные: Иисуса Христа, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ. К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу. Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы.
Чтение святого Евангелия от Луки 1, 5–17
Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей; ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных. Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а всё множество народа молилось вне во время каждения; тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария; ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречёшь ему имя: Иоанн. И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются. Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей. И многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их. И предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.
Размышление
В Евангелиях роль Св. Иоанна Крестителя по отношению к Иисусу очень важна. Так св. Лука повествует о его рождении, его жизни в пустыне и проповеди, св. Марк рассказывает о его трагической смерти. Иоанн Креститель начинает свою проповедь при императоре Тиберии, в 27–28 гг. по Р.Х., и обращается к людям, которые стекались отовсюду, чтобы послушать его, с недвусмысленным призывом: приготовить путь Господу, исправить кривые пути своей жизни посредством радикального обращения сердца (ср. Лк 3,4).
Однако Креститель не просто проповедовал покаяние и обращение; признав в Иисусе «Агнца Божия», пришедшего, чтобы взять на Себя грех мира (ср. Ин 1,29), он с глубочайшим смирением указывает на Иисуса как на истинного Посланника Бога, и отступает в сторону, чтобы Христос мог расти, чтобы люди слушали Его и следовали за Ним.
Последним актом жизни Крестителя стало его свидетельство верности заповедям Бога, которое он принёс ценою своей крови, не отступив и не отвернувшись, но исполнив свою миссию до конца. Св. Беда, монах, живший в IX веке, так говорит в своих проповедях: св. Иоанн отдал свою жизнь ради Христа, хотя его гонитель не требовал, чтобы он отрёкся от Иисуса, но лишь умолчал об истине (ср. Hom.23: CCL 122,354). Он действительно не умолчал об истине, и потому умер за Христа, который есть Истина. Ради любви к истине он не пожелал пойти на компромисс и не побоялся обратиться с резкими словами к тем, кто сбился с пути Божиего.
Мы видим величие этой личности, его силу, в его страсти, в его сопротивлении власть имущим. И мы спрашиваем: каков источник этой жизни, исполненной такой силы, прямоты, последовательности, жизни, целиком посвящённой Богу и тому, чтобы приготовить путь для Иисуса? Ответ прост: этот источник — отношения с Богом, молитва, которая является главным содержанием всей его жизни. Иоанн стал даром Божиим, о котором так долго молили его родители, Захария и Елисавета (ср. Лк 1,13), великим даром, превосходящим любые человеческие мечты, потому что оба были в преклонных годах, и Елизавета была бесплодна (ср. Лк 1,7). Однако с Богом нет ничего невозможного (ср. Лк 1,36). Не случайно о его будущем рождении было возвещено именно в месте молитвы, в Иерусалимском Храме, когда Захария удостоился великой чести войти в Святая Святых Храма для каждения Господу (ср. Лк 1,8–20). Рождение Иоанна Крестителя также было отмечено молитвой: песнь радости, хвалы и благодарения, которую Захария воспел Господу, и которую мы повторяем ежедневно за Утреней, «Benedictus», прославляет действие Бога в истории и пророчески указывает на миссию Иоанна: предшествовать Сыну Божию, ставшему плотью, чтобы приготовить пути Ему (ср. Лк 1,67–79).
Вся жизнь Предтечи питается его отношениями с Богом, особенно во время, проведённое им в пустыне (ср. Лк 1,80). Пустыня — это место искушения, но также и место, где человек ощущает свою бедность, потому что здесь он лишён поддержки и материальной безопасности, и ему приходится признать, что единственной точкой опоры для него является сам Бог. Иоанн Креститель — не только человек молитвы, постоянного общения с Богом, но и наставник в отношениях с Ним. Евангелист Лука, в связи с молитвой, которой Иисус научил своих учеников, — «Отче наш», — отмечает также, что просьбу свою ученики сформулировали так: «Господи, научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих» (ср. Лк 11,1).
Св. Иоанна Креститель напоминает нам, христианам нашего времени, что мы не можем идти на компромисс, когда речь идет о нашей любви к Христу, Его Слову, Его Истине. Истина — это истина, и здесь нет места для компромисса. Христианская жизнь требует от нас «мученичества» ежедневной верности Евангелию. Она требует от нас мужества позволить Христу расти в нас и направлять наши мысли и наши действия. Но это может произойти в нашей жизни, только если наши отношения с Богом прочны. Молитва — это не пустая трата времени, это не время, отнятое в ущерб делам, в том числе и апостольским. Как раз наоборот: только если мы живем жизнью верной, постоянной, уверенной молитвы, сам Бог даст нам силу и возможность жить счастливо и мирно, преодолевать трудности и мужественно свидетельствовать о Нём. Пусть св. Иоанн Креститель ходатайствует о нас, чтобы мы всегда сознавали, что Бог — это главное, что есть в нашей жизни.
Бенедикт XVI: Иоанн Креститель — пример для современных христиан |