Божественный Твой облик, Христе, / на иконе изображая, / мы ясно возглашаем о рождестве Твоём, / чудесах неизреченных, добровольном распятии. / Оттого бесы отгоняются в страхе, / и неправо мыслящие в унынии рыдают, / как их сообщники (из Канона Торжеству Православия, творения господина Феофана).
Первая седмица отличается особой строгостью поста, ибо приличнее всего иметь наибольшую ревность к подвигам благочестия при начале подвигов. Сообразно этому, Церковь на первой седмице совершает богослужение продолжительнее, чем в следующие дни... С понедельника по четверг на великих повечериях читается Великий канон святого Андрея Критского. В каноне собраны и представлены многочисленные образы поста и покаяния, приводится множество примеров из Ветхого и Нового Завета применительно к нравственному состоянию души грешника, оплакивающего свои грехи...
Первая Неделя (воскресенье – Ред.) Великого Поста называется также Неделей Православия по совершаемому в этот день торжеству Православия, установленному в Греции в первой половине IX века в память о торжестве Православной Церкви над всеми ересями, возмущавшими Церковь, и особенно над последней из них – иконоборческой, осуждённой на VII Вселенском Соборе в 787 году. В эту Неделю совершается особое богослужение, называемое чином Православия. Этот чин составлен в середине IX века святым Мефодием, Патриархом Константинопольским [1].
Слово «православие», по-гречески «ортодоксия», означает истинную веру и истинное почитание Господа Бога... Православие, которое празднует это воскресенье, это православие вселенско-католическое, его признавала единая Христова Церковь первых веков в борьбе против ереси иконоборчества. Поэтому воскресенье Православия – это торжество всей Церкви, Восточной и Западной, это радостное празднование окончательной победы над иконоборчеством и другими ересями [2].
Послание к Евреям, зач. 329Б Евр 11:24-26, 32 – 12:2
Братия, верою Моисей, став взрослым, отказался называться сыном дочери фараоновой, предпочтя лучше страдать с народом Божиим, чем иметь временное наслаждение грехом, поношение Христово сочтя большим для себя богатством, чем Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние. И что ещё скажу? Ибо не достанет мне времени повествовать о Гедеоне, о Вараке, и Самсоне, и Иеффае, о Давиде и Самуиле, и о пророках, которые чрез веру покорили царства, сотворили правду, достигли обетований, заградили пасти львов, угасили силу огня, избежали острия меча, приведены были в силу от немощи, стали крепкими на войне, обратили в бегство полки чужих. Были женщины, которые получили мёртвых своих воскресшими. Другие же были замучены, не приняв освобождения, чтобы достигнуть лучшего воскресения. Иные же испытали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиты камнями, перепилены, подвергнуты пытке; умерли, убитые мечом; скитались в овчинах, в козьих кожах, терпя недостатки, тесноту, страдания: те, которых мир не был достоин, блуждали по пустыням и горам, по пещерам и расселинам земли. И все они, получив свидетельство чрез веру, не вступили в обладание обещанным, потому что Бог предвидел о нас нечто лучшее, чтобы они не без нас достигли совершенства.
Потому и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, отложив всякое бремя и легко опутывающий нас грех, будем с терпением проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры, Иисуса.
Послание к Коринфянам, зач. 176 2 Кор 4:6-15 (Предтечи)
Братия, Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам. Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мёртвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаёмся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, так что смерть действует в нас, а жизнь в вас. Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим, зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами. Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию.
Евангелие от Иоанна, зач. 5 Ин 1:43-51
В то время: Восхотел Иисус пойти в Галилею. И находит Филиппа, и говорит ему: Следуй за Мною. Был же Филипп из Вифсаиды, из города Андрея и Петра. Находит Филипп Нафанаила и говорит ему: Того, о Ком написал Моисей в Законе и Пророки, мы нашли: Иисуса, сына Иосифа, из Назарета. И сказал ему Нафанаил: Из Назарета может ли быть что доброе? Говорит ему Филипп: Иди и посмотри. Увидел Иисус Нафанаила, идущего к Нему, и говорит о нём: Вот, воистину, Израильтянин, в котором нет лукавства. Говорит Ему Нафанаил: Откуда Ты меня знаешь? Ответил Иисус и сказал ему: Прежде, чем позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей, Я видел тебя. Ответил Нафанаил и говорит Ему: Равви, Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев! Ответил Иисус и сказал ему: Оттого что Я сказал тебе: Я видел тебя под смоковницей, ты веришь? Увидишь больше сего. И говорит ему: Истинно, истинно говорю вам: отныне увидите небо отверстым, и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
Евангелие от Матфея, зач. 40 Мф 11:2-15 (Предтечи)
В то время: Иоанн, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокажённые очищаются и глухие слышат, мёртвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне. Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Истинно говорю вам: из рождённых женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти. Кто имеет уши слышать, да слышит!
Размышление на чтение Недели Православия (Ин 1:43-51)
Этот отрывок Евангелия бесконечно ценен как образец каких-то очень личных отношений с Богом. Что там было под смоковницей? Мы не знаем, и это очень важно, ибо это понятно только Нафанаилу и Богу, здесь острейший персонализм. И для Нафанаила это было что-то очень важное. Не надо гадать, что это могло быть, но обратим внимание, что как только он поговорил с Иисусом об этом, он уверовал. Значит, эта смоковница становится символом обращения. У каждого из нас есть своя смоковница. И мы дорожим ею и черпаем из неё духовные силы. Но важна не только она, принципиально важным для обращения Нафанаила стало то, что они с Господом об этом поговорили. Причём Господь первый стал говорить. Это тоже очень важно. Наша молитва – это всегда ответ на призыв Господа. Пока это не так — это не молитва, а скорее самоубеждение. Вряд ли кто-то из верующих может сказать, что его вера – это его выбор. Если это так, то это не вера, а система убеждений. Мы всегда бываем найдены Господом, как были найдены Им апостолы, и, повинуясь неведомой силе, оставляем всё и следуем за Ним.