24 декабря. Навечерие Рождества Христова. I класса
Hódie sciétis, quia véniet Dóminus et salvábit nos: et mane vidébitis glóriam eius (Exod 16:6; 16:7).
Dómini est terra, et plenitúdo eius: orbis terrárum, et univérsi, qui hábitant in eo (Ps 23:1).
Ныне узна́ете, что Господь придёт и спасёт нас; и утром увидите славу Господню (Исх 16:6-7).
Господня земля и что наполняет её, вселенная и всё живущее в ней (Пс 23:1).
Léctio Epístolæ beáti Pauli Apóstoli ad Romános Rom 1:1-6
Paulus, servus Iesu Christi, vocátus Apóstolus, segregátus in Evangélium Dei, quod ante promíserat per Prophétas suos in Scriptúris sanctis de Fílio suo, qui factus est ei ex sémine David secúndum carnem: qui prædestinátus est Fílius Dei in virtúte secúndum spíritum sanctificatiónis ex resurrectióne mortuórum Iesu Christi, Dómini nostri: per quem accépimus grátiam, et apostolátum ad oboediéndum fídei in ómnibus géntibus pro nómine eius, in quibus estis et vos vocáti Iesu Christi, Dómini nostri.
Чтение Послания святого Апостола Павла к Римлянам Рим 1:1-6
Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях,
о Сыне Своём, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мёртвых, о Иисусе Христе Господе нашем, через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы, между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом.
Graduale
Hódie sciétis, quia véniet Dóminus et salvábit nos: et mane vidébitis glóriam eius (Exod 16:6; 16:7).
Qui regis Israël, inténde: qui dedúcis, velut ovem, Ioseph: qui sedes super Chérubim, appáre coram Ephraim, Béniamin, et Manásse (Ps 79:2-3).
Градуал
Ныне узна́ете, что Господь придёт и спасёт нас; и утром увидите славу Господню (Исх 16:6-7).
Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа; восседающий на Херувимах, яви Себя пред Ефремом, Вениамином и Манассиею (Пс 79:2-3).
Sequéntia sancti Evangélii secúndum Matthǽum Matt 1:18-21
Cum esset desponsáta Mater Iesu Maria Ioseph, ántequam convenírent, inventa est in útero habens de Spiritu Sancto. Ioseph autem, vir eius, cum esset iustus et nollet eam tradúcere, vóluit occúlte dimíttere eam. Hæc autem eo cogitánte, ecce, Angelus Dómini appáruit in somnis ei, dicens: Ioseph, fili David, noli timére accípere Maríam cóniugem tuam: quod enim in ea natum est, de Spíritu Sancto est. Páriet autem fílium, et vocábis nomen eius Iesum: ipse enim salvum fáciet pópulum suum a peccátis eórum.
Последование святого Евангелия от Матфея Мф 1:18-21
По обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Её, будучи праведен и не желая огласить Её, хотел тайно отпустить Её. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их.
Размышление на Рождество Христово
Вижу таинство необычайное и чудное: пастыри оглашают слух мой, произнося не пустынную песнь, но воспевая небесный гимн. Ангелы поют, архангелы воспевают, херувимы взывают, серафимы славословят, все торжествуют, видя Бога на земле и человека на небесах, высокого – внизу, по Его домостроительству, и низкого – вверху, по (Божию) человеколюбию. Сегодня Вифлеем уподобился небу, вместо звёзд приняв поющих ангелов, а вместо солнца неизъяснимо вместив Солнце правды. Не исследуй, как это; где хочет Бог, там побеждается порядок природы. Он восхотел, возмог, нисшёл и спас; всё повинуется Богу. Сегодня рождается Сущий, и Сущий становится тем, чем Он не был; будучи Богом, Он делается человеком, не переставая быть Богом; не теряя божества, Он стал человеком, и, с другой стороны, не чрез постепенное преспеяние из человека сделался Богом, но, будучи Словом, Он стал плотью, так что естество Его осталось неизменным по своему бесстрастию...
Но что я скажу или о чём стану беседовать? Чудо изумляет меня. «Ветхий денми» (Дан 7:22) сделался младенцем; восседающий «на престоле высоком и превознесённом» (Ис 6:1) полагается в яслях; неосязаемый, простой, несложный и безтелесный осязается человеческими руками; расторгающий узы греха повивается пеленами, – потому что Он так хочет. Он хочет безчестие обратить в честь, безславие облечь славою, в пределах унижения показать образ добродетели. Поэтому Он принимает моё тело, чтобы я вместил Его Слово, и, приняв мою плоть, даёт мне Своего Духа, чтобы, и давая и принимая, сообщить мне сокровище жизни. Он принимает мою плоть, чтобы освятить меня; даёт мне Своего Духа, чтобы спасти меня...