Ангельские Силы – при гробе Твоём, / и охранявшие его омертвели, / а Мария стояла в гробнице / и искала пречистое тело Твоё. / Ты опустошил ад, не потерпев от него, / Ты встретил Деву, дарующий жизнь. / Воскресший из мёртвых, Господи, слава Тебе! (Тропарь воскресный, глас 6).
Живоначальною Своею дланию / из мрачных глубин всех умерших воскресив, / Податель жизни Христос Бог, / воскресение даровал человеческой природе, / ибо Он – Спаситель всех, воскресение и жизнь / и Бог всего! (Кондак воскресный, глас 6).
Заступница усердная, / Матерь Господа Всевышнего, / за всех молишь Ты Сына Твоего, Христа Бога нашего, / и содействуешь спасению всех, / под мощный Твой покров прибегающих. / Всех нас защити, о Госпожа, Царица и Владычица, / пребывающих в напастях, и скорбях, и болезнях, обременённых грехами многими, / предстоящих и молящихся Тебе / с умиленною душою и сокрушенным сердцем, / пред пречистым Твоим образом со слезами, / и имеющих твёрдую надежду в Тебе / на избавление от всех зол. / Всем полезное даруй / и всех спаси, Богородица Дева, / ибо Ты – Божественный покров рабам Твоим (Тропарь Пресвятой Богородице пред Её иконой «Казанской», глас 4).
Прибегнем, люди, к тихому сему и доброму пристанищу, / скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы; / поспешим на молитву и подвигнемся на покаяние: / ибо источает нам неоскудевающие милости Пречистая Богородица, / спешит на помощь и избавляет от великих бед и зол / благочестивых и богобоязненных рабов Своих (Кондак Пресвятой Богородице пред Её иконой «Казанской», глас 8).
Прокимен воскресный, глас 6
Спаси, Господи, людей Твоих / и благослови наследие Твоё.
Стих: К тебе, Господи, взываю: Боже мой, не будь безмолвен для меня (Пс 27, 1).
Прокимен, глас 3, песнь Богородицы
Величает душа моя Господа, / и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моём (Лк 1, 46-47).
Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей, ибо отныне назовут Меня блаженной все роды (Лк 1, 48).
Послание к Ефесянам, зач. 220А Еф 2, 4-10
Братия, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.
Послание к Филиппийцам, зач. 240 Флп 2, 5-11
Братия, в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Аллилуарий воскресный, глас 6
Стих: Живущий под кровом Всевышнего / под сенью Всемогущего покоится (Пс 90, 1).
Аллилуарий Богородицы, глас 8
Стих: Услышь, Дщерь, и смотри, и приклони ухо твоё (Пс 44, 11А).
Стих: Лицо Твоё будут умолять богатые из народа (Пс 44, 13Б).
Евангелие от Луки, зач. 83 Лк 16, 19-31
Сказал Господь притчу сию: некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мёртвых придёт к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят.
Евангелие от Луки, зач. 54 Лк 10, 38-42; 11, 27-28
В то время пришёл Иисус в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.
Размышления
на чтение дня:
Эгоизм – это яд, который медленно отравляет, делая нас одинокими и прежде всего лишая способности это осознать. Эгоизм богача состоит в том, что он живёт своей жизнью в одиночестве, пользуется земными благами, проводит дни свои в праздности и обильных пирах, равнодушно взирая на страдания других. Поэтому он не в состоянии увидеть бедняка Лазаря, сидящего у его двери и дающего собакам зализывать свои раны. Но ещё более драматично то, что этот богач не может понять: единственный путь к спасению лежит не через какие-то необычные проявления Бога, – он заключается в смиренном слушании Слова спасения. Авраам справедливо отмечает, что тому, кто не слушает Слово, не помогут даже самые великие чудеса.
Сегодня мы читаем составной отрывок из Евангелия от Луки. Вторая часть чтения повествует о том, как «воздвигла жена некая глас от народа, и рече: Блаженно чрево, носившее Тебя и сосцы, Тебя питавшие». Эти слова, как и слова Петра в окрестностях Кесарии, — форма исповедания Иисуса Христом, обетованным Мессией от рода Давидова.
Потом, когда фарисеи будут требовать, чтобы Господь остановил возглашающих «Осанна Сыну Давидову», Он скажет: «Если они умолкнут, камни возопиют». Точно так же, если бы эта женщина умолкла, камни бы возопили, потому что, если мы верим, что Иисус из Назарета — воплотившийся Сын Божий, то мы не можем не прославлять Ту, через Кого совершилось это воплощение.
Её блаженство как Матери Создателя Своего — залог и условие нашего спасения, без Сына Марии мы бы по-прежнему пребывали в аду. Восточные гимнографы 1-го тысячелетия часто говорят о Пренепорочной как о новой Еве, чьё послушание исправило грех Евы, как послушание Её Сына исцелило грех Адама. И для нас важно с благоговением и любовью помнить ещё две вещи. Во-первых, предстоя у подножия Креста, Пресвятая Дева отдаёт Своего Сына Богу и нам с вами, чтобы верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. И во-вторых, заключая с нами Новый Завет, Господь Иисус даёт нам в пищу и питие Свои Плоть и Кровь, Которые Он принял от Пресвятой Девы.
Удивителен ответ Иисуса на восклицание женщины... Он говорит: «menoun makarioi...». Греческое menoun — выражение согласия, употребляется в значении «конечно», «без сомнения», «поистине». То есть, Он говорит: «Конечно блаженны слышащие Слово Божие и соблюдающие его». В таком виде — это слова именно о Пресвятой Деве: «Несомненно, Она блаженна, ведь Она слышала слово Божие и исполнила Его». И это не только констатация факта, но и указание пути для нас.