Когда сошёл Ты к смерти, Жизнь бессмертная, / тогда ад умертвил Ты сиянием Божества. / Когда же Ты и умерших из преисподней воскресил, / все Силы Небесные взывали: / Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе! (Тропарь воскресный, глас 2).
Воскрес Ты из гроба, всесильный Спаситель, / и ад, увидев это чудо ужасался, / и мёртвые восставали. / И всё творение, видя это, радуется с Тобой, и Адам веселится, / и мир Тебя, Спаситель мой, / прославляет непрестанно (Кондак воскресный, глас 2).
От отеческой славы Твоей удалившись безумно, / я расточил в пороках данное мне Тобой богатство. / Потому вопль блудного сына обращаю к Тебе: / Согрешил я пред Тобою, Отче милосердный, / прими меня, кающегося, / и поступи со мной, / как с одним из наёмников Твоих! (Кондак Недели о блудном сыне, глас 3).
В эту Неделю евангельской притчей (Лк 15, 11-32), от которой получила своё название и сама Неделя, Церковь показывает нам пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу, и указывает на то, что никакой грех не может победить человеколюбия Божия. Сама благодать исходит в сретение души, раскаявшейся и обратившейся от греха, проникшейся надеждой на Бога; она лобызает душу, торжествует примирение с ней, как бы душа ни была греховна...
Церковь являет в Неделю о мытаре и фарисее истинное начало покаяния, а теперь раскрывает всю силу его: при условии истинного смирения и раскаяния, по милосердию Божию возможно прощение самых тяжких грехов, и потому ни один грешник в виду приближения времени покаяния не должен отчаиваться в благодатной помощи и помиловании Отца Небесного...
Братья, всё мне позволено, но не всё на пользу. Всё мне позволено, но ничто да не обладает мною. Пища для чрева и чрево для пищи; но Бог и то и другое упразднит. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. А Бог и Господа воздвиг, и нас воздвигнет силою Своею. Разве вы не знаете, что тела ваши – члены Христовы? Итак, взяв члены у Христа, сделаю ли их членами блудницы? Отнюдь нет! Или вы не знаете, что прилепляющийся к блуднице – с нею одно тело? Ибо сказано: «Будут двое плотью единою». А прилепляющийся к Господу – один с Ним дух. Бегайте от блуда! Всякий грех, какой бы ни совершил человек, – вне тела: а впадающий в блуд грешит против собственного тела. Или вы не знаете, что тело ваше есть храм живущего в вас Святого Духа, Которого вы имеете от Бога, и что вы не принадлежите себе? Ибо вы были куплены дорогою ценою. Прославьте же Бога в теле вашем и в духе вашем, которые суть Божии.
Евангелие от Луки, зач. 79 Лк 15, 11-32
Сказал Господь притчу сию: У некоего человека было два сына. И сказал младший из них отцу: «Отец, дай мне причитающуюся мне часть состояния». И он разделил им имение. И спустя немного дней, собрав всё, младший сын отбыл в дальнюю страну и там растратил имение своё, живя беспутно. И когда он израсходовал всё, настал сильный голод в стране той, и он начал нуждаться. И пошёл, прибился к одному из граждан той страны, и тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был бы наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, он сказал: «Сколько наёмников отца моего имеют хлеб в избытке, а я погибаю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: Отец, согрешил я против неба и пред тобою; я больше не достоин называться сыном твоим; прими меня, как одного из наёмников твоих». И встав, он пошёл к отцу своему. И когда был он ещё далеко, увидел его отец его и сжалился. И побежав, пал на шею ему и расцеловал его. Сказал же ему сын: «Отец, согрешил я против неба и пред тобою; я больше не достоин называться сыном твоим». И сказал отец рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного телёнка и заколите: будем есть и веселиться, ибо этот сын мой мёртв был – и ожил; пропадал – и нашёлся». И начали веселиться. А сын его старший был в поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал он музыку и пляски; и подозвав одного из слуг, он спрашивал, что бы это могло быть. И тот сказал ему: «Брат твой пришёл, и заколол отец твой откормленного телёнка, так как принял его здоровым». Он рассердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, упрашивал его. А он в ответ сказал отцу: «Вот, я столько лет как раб служу тебе, и никогда заповеди твоей не преступал; и мне ты никогда не дал козлёнка, чтобы мне с друзьями моими повеселиться. А когда пришёл сын твой этот, проевший имение твоё с блудницами, ты заколол для него откормленного телёнка». Он же сказал ему: «Дитя моё, ты всегда со мною, и всё моё – твоё; но надо было возвеселиться и возрадоваться, что этот брат твой мёртв был – и ожил; пропадал – и нашёлся».
Размышление
Притча, рассказанная Иисусом, несмотря на все толкования, которые были ей даны, намеренно провокационна. У неё нет финала. Господь не рассказывает, чем кончилась эта история: мы не знаем, согласился ли старший сын с доводами отца или остался при своих убеждениях. Мы не знаем и о том, осознал ли младший сын тот великий дар, который был ему сделан, – возможность вновь обрести своё сыновнее достоинство. Всё остается под знаком вопроса, и в этой истории возможен любой исход. Это сделано с чётко определённой целью: Иисус призывает тебя встать на чью-то сторону: кто, по-твоему, здесь прав? На чью сторону встал бы ты? В зависимости от твоего выбора будет ясно, как ты понимаешь милосердие. Если ты считаешь, что милосердие нужно обязательно заслужить, то ты пока ещё далек от логики Божьей любви.