Главная » 2018»Декабрь»4 » 21 ноября / 4 декабря. Введение во Храм Пресвятой Богородицы
00:00
21 ноября / 4 декабря. Введение во Храм Пресвятой Богородицы
В сей день – предзнаменование Божия благоволения / и спасения людей предвестие: / в храме Божием Дева открыто является / и Христа всем предвозвещает. / Ей и мы громогласно воззовём: / Радуйся, предначертанного Создателем исполнение! (Тропарь, глас 4).
Чистейший храм Спасителя, / многоценный чертог и Дева, / священное сокровище славы Божией, / в сей день вводится в дом Господень, / вводя благодать с Собою, / ту, что в Духе Божественном. / Её воспевает Ангелы Божии; / Она – скиния Небесная (Кондак, глас 4).
Евангелие ничего не говорит нам о событии введения в храм. В основе этого праздника, как и праздника Рождества и Успения Божией Матери, – традиция Церкви и апокрифические книги, прежде всего Протоевангелие Иакова и Псевдоевангелие Матфея «О Рождестве Пречистой Девы Марии». Отсюда узнаём, что родители Девы Марии святые Иоаким и Анна, будучи бездетными, дали обещание, что, как у них появится дитя, отдадут его на службу Богу в Иерусалимский храм. Господь Бог услышал их молитвы и дал им дочь. И когда ей было три года, родители привели её в храм и отдали в руки первосвященника Захарии, отца святого Иоанна Предтечи. Здесь Пресвятая Богородица находилась много лет, пока, будучи взрослой девицей, была брученна со святым Иосифом.
Праздник Введения принадлежит к числу двенадцати великих праздников. Он имеет один день предпразднства и четыре дня попразднства. О нём есть упоминания с V в., но потребовалось ещё несколько столетий, пока он стал общераспространенным на всём Востоке...
На Запад праздник Введения пришёл довольно поздно – в конце XIV в., а в середине XV в. он распространился по всей Европе
[1].
Церковь не принимает апокрифические рассказы о жизни Марии во Храме с трёхлетнего возраста, посвящённой Богу с обетом девственности; однако она принимает суть праздника: Мария впервые предаёт Себя Господу, любя Его «всем сердцем, и всею душею и всеми силами» (Втор 6, 5), становясь образцом всякой души, посвятившей себя Господу. С самого рождения Мария была «Рабой Господней» (Лк 1, 38), и Её ответ ангелу во время Благовещения выражал то, чем Она давно жила: полную принадлежность Богу и Её полное посвящение Себя Божьим замыслам. Этот праздник может стать хорошим поводом для того, чтобы возобновить наше посвящение Богу среди обычных повседневных дел, там, где Он хочет, чтобы мы не забывали о Нём
[2].
Величает душа моя Господа / и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моём.
Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей, ибо отныне назовут Меня блаженной все роды.
Послание к Евреям, зач. 320 Евр 9, 1-7
Братья, имел и первый завет постановления о служении и святилище, принадлежащее этому миру. Ибо устроена была скиния первая, в которой был и светильник, и трапеза, и предложение хлебов: она называется «Святое». За второй же завесой – скиния, называемая «Святое Святых», имеющая золотую кадильницу, и ковчег завета, со всех сторон покрытый золотом, в котором – сосуд золотой с манной, и жезл Аарона расцветший, и скрижали завета; а над ним – Херувимы славы, осеняющие очистилище, о чём не стоит ныне говорить подробно. И при таком устройстве в первую скинию постоянно входят священники, совершая служение, но во вторую – однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую он приносит за себя и за грехи неведения народа.
Аллилуия, глас 8 Пс 44, 11А. 13Б
Стих: Услышь, Дочь, и посмотри, и склони ухо Твоё.
Стих: Лицо Твоё будут умолять богатые из народа.
Евангелие от Луки, зач. 54 Лк 10, 38-42; 11, 27-28
В то время вошёл Иисус в одно селение. И женщина некая, по имени Марфа, приняла Его в дом свой. И у неё была сестра, звавшаяся Марией, которая, сев у ног Господа, слушала слово Его. Марфа же хлопотала о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи, Тебе дела нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы она помогла мне. В ответ же сказал ей Господь: Марфа, Марфа, ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно: Мария же благую долю избрала, которая не отнимется у неё.
Было же, когда говорил Он это, некая женщина, возвысив голос из толпы, сказала Ему: Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, что Тебя вскормили! Он же сказал: Поистине блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его!
Размышление
В сегодняшнем апостольском чтении апостол Павел напоминает о скинии первого, Синайского завета и о ковчеге завета. С глубокой древности «Святое святых» той, первой скинии, и ковчег завета, и богослужебная утварь её стали восприниматься, наряду с собственным смыслом, как прообраз Пренепорочной Девы, пророчество о Ней. И этот прообраз вошёл в самую глубину сознания и богословия Церкви. Мы называем Матерь Божью Скинией, вместившей Невместимого Бога и ковчегом святыни Нового Завета. Мы говорим, что, как златой сосуд с манной, Она вместила в Себя Хлеб жизни.
Существенно, что скиния, «Святое святых» и ковчег завета были в Ветхом Завете величайшим даром Божиим, осязаемым знаком Его милости к Своему народу. Поэтому им подобало величайшее почитание со стороны всех людей. И, читая сегодня эти слова послания к Евреям, мы не можем не думать о том, что таким даром милости Вседержителя для нас является ныне Сама Его Пречистая Матерь. И почитание Её, как святыни Завета, – удивительный источник радости для нас, потому что в Ней, как в скинии Завета, мы встречаем Бога.