Отмечаемый сегодня праздник Всех Святых напоминает нам о том, что целью нашего существования является не смерть, а Рай. Об этом пишет апостол Иоанн: «Ещё не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин 3, 2). Святые – друзья Бога – заверяют нас, что это обетование не разочарует. В своей земной жизни они жили в глубоком общении с Богом. Святые – не супермены, они не родились уже совершенными. Они как мы, как каждый из нас: это люди, которые прежде чем достичь небесной славы прожили нормальную жизнь, с радостями и печалями, с трудами и надеждами. Но что изменило их жизнь? Познав любовь Бога, они последовали за Ним всем сердцем, без условий и лицемерия; они посвятили свою жизнь служению другим, терпели страдания и враждебность, не испытывая ни к кому ненависти, отвечая на зло добром и сея вокруг себя радость и мир. Святые – это мужчины и женщины с радостью в сердце, и они передают эту радость другим. Никогда не испытывать ненависти, служить другим, самым нуждающимся, молиться и радоваться: вот путь святости.
Братия, все святые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жёны получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса.
Сказал Господь Своим ученикам: всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречётся от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным.
Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
Тогда Пётр, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит дома, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми.
Размышления
В отрывке из Евангелия от Матфея, который мы читаем сегодня, Господь говорит две вещи, важные для нашего понимания святости. Во-первых, ученик Христа — это тот, для кого Сам Господь и исповедание Его важнее всего в жизни. Тот, кто готов потерять всё, вплоть до собственной души, то есть жизни, ради Христа. Не дела, не духовные или иные достижения, ничто не делает человека учеником Христа — только сосредоточенность всей жизни вокруг одного центра, «единого на потребу» — Христа.
Но не менее важны и последние стихи 10-й главы: Господь говорит о том, в чём выражается святость Его учеников. Это способность принимать других людей и делать им добро. Масштаб благодеяний совершенно не важен — даже если ты ничего не можешь, кроме как напоить жаждущего чашей холодной воды, и то не потеряешь награды своей. Святость учеников Христовых выражается именно в их отношении к людям, а прочее — не относится к делу.
С высоты сошёл Ты, милосердный, / благоволил пребыть три дня во гробе, / чтобы нас освободить от страстей, / – жизнь и воскресение наше, Господи, слава Тебе! (Тропарь воскресный, глас 8).
Кровью пострадавших во всём мире мучеников Твоих / как порфирою и виссоном облеченная, / их устами Церковь Твоя к Тебе взывает, Христе Боже: / «Милости Твои людям Твоим ниспошли, / мир народу Твоему даруй / и душам нашим великую милость!» (Тропарь всем святым, глас 4).
Как первые плоды природы Насадителю всего творения / вселенная приносит, Тебе, Господи, богоносных мучеников. / Их мольбами и ходатайством Богородицы, / Церковь Твою – Твой народ / в мире глубоком сохрани, Многомилостивый (Кондак всем святым, глас 8).