--------------------------------------------
Чтение книги Премудрости Соломона 2, 17-20
Неправо умствующие говорили: «Устроим засаду праведнику, увидим, истинны ли слова его, и испытаем, какой будет исход его; ибо, если этот праведник есть сын Божий, то Бог защитит его и избавит его от руки врагов. Испытаем его оскорблением и мучением, дабы узнать смирение его и видеть незлобие его; осудим его на бесчестную смерть, ибо, по словам его, о нём попечение будет».
Чтение Послания святого Апостола Иакова 3, 16 — 4, 3
Возлюбленные: Где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир. Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете, и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.
Чтение святого Евангелия от Марка 9, 30-37
В то время: Удаляясь от горы, Иисус и ученики Его проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил учеников Своих и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет. Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись. Пришёл в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чём дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше. И, сев, призвал Двенадцать, и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. И, взяв дитя, поставил его посреди них, и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Моё, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня.
Размышления
Смерть праведника рассматривается безбожниками как избавление от него: они видят в нем молчаливый и постоянный укор их образу жизни и поведению (Прем 2, 17-20). В самом деле, для тех, кто любит мрак, ослепительный свет добра является чем-то невыносимым, чему нужно противостоять и устранить. Нечестивые считают праведника неудачником, проигравшим, и поэтому они преследуют его. В действительности же он находится в руках Бога, Который в своё время прославит его и достойно вознаградит. Нечестивые же рассеются, как прах на ветру. Это происходило с Иисусом, но то же самое происходит и сегодня: сколько праведников преследуют и даже убивают власть имущие и те, кто не испытывает никаких угрызений совести? Тем не менее, они не будут разочарованы в своих надеждах: Господь знает, когда нужно показать Свою справедливость.
Истинная мудрость отличается от ложной рядом чётких признаков. Ложная мудрость делает нас тщеславными и самоуверенными, всегда готовыми поучать других. И она очень близка к гордыне, поскольку считает, что ей всегда есть чему учить других, а не учиться. Истинная же мудрость неизменно сочетается со смирением, кротостью и прозрачностью намерений (Иак 3, 16 — 4, 3). Сколько раз нам тоже встречались люди, мастера своего дела в разных областях, которые вовсе не выставляют напоказ свою мудрость? То же самое можно сказать о делах Божьих: тот, кто больше всех говорит о них и гордится ими, как правило, имеет меньше всего реального опыта в них. Тот же, кто действительно живёт в Боге, говорит мало и проявляет свою постоянную связь с Богом через благие дела. Это и есть истинная мудрость!
Апостолы (Мк 9, 30-37) всё ещё рассуждают, исходя из неправильных представлений: они считают, что спасение, которое несёт Иисус, предназначено исключительно им, поскольку они знают Его и являются Его друзьями. Но Господь преподаёт им великий урок: они не должны быть высокомерными, потому что Бог может воспользоваться любым человеком, чтобы донести Свою благодать до самых дальних краёв земли. Господь может использовать для этого такие средства и таких людей, которые могут показаться нам неподходящими и неуместными. Но это происходит потому, что Он показывает нам, что Его сила проходит иногда через каналы, которые ещё больше превозносят Его милость и власть. Не закрывайся к благодати Божией, будь готов её принять, даже если она приходит к тебе неожиданными путями или через неожиданных людей: это Дух Божий изумляет тебя Своею любовью.
Радио Ватикана. 20 сентября. XXV рядовое воскресенье
Везде слово о Своём страдании соединял Иисус с чудотворениями, дабы не думали, что Он страдал по немощи. И теперь, сказав прискорбное слово, что «убьют Его», присовокупляет и радостное, — что «в третий день воскреснет», дабы мы знали, что за скорбями всегда последует радость, и поэтому дабы не истаивали духом напрасно в скорбях, но надеялись получить что-либо и радостное.
Ученики, имея ещё человеческие помышления, спорили между собой о том, кто из них больше и почетнее у Христа. Но Господь, хотя не возбраняет стремления к большей чести (ибо повелевает нам желать высших степеней), однако, не дозволяет нам похищать первенство у других; напротив, хочет, чтобы мы смирением достигали возвышения. Так он поставил посреди учеников дитя и поучает нас быть ему подобными. Дитя ни славы не ищет, не завидует, не помнит зла. Да и не тогда только, — говорит Иисус, — вы получите великую награду, когда сами будете такими, как дитя, но если и других подобных примете ради Меня, и за это получите Царство Небесное, поскольку примете Меня; а принимая Меня, примете Пославшего Меня. Видишь ли, какую силу имеет смирение и нрав простой и бесхитростный? Это вселяет в нас Сына и Отца, а, следовательно, и Духа Святаго.
Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкование на Евангелие от Марка |