В этот день празднуется память пророка Самуила (XI в. до Р.Х.), мчч. Севи́ра и Ме́мнона и с ними 37 мучеников (304).
Слово, безначальное подобно Отцу и Духу, / от Девы родившееся для спасения нашего, / воспоем, верные, и поклонимся Ему, / ибо благоволил Он плотию взойти на Крест, / и смерть претерпеть, и воскресить умерших / славным воскресением Своим (Тропарь воскресный, глас 5).
Во ад сошёл Ты, Спаситель мой, / и врата его сокрушив, как Всемогущий, / как Творец умерших воскресил с Собою, / и жало смерти уничтожил, Христе, / и Адама от проклятия избавил, Человеколюбец. / Потому все мы восклицаем Тебе: / Спаси нас, Господи! (Кондак воскресный, глас 5).
Второе послание к Коринфянам, зач. 170
2 Кор 1, 21 – 2, 4
Братия, утверждающий нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши. Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф, не потому, будто мы берём власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды. Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением. Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчён мною? Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас. От великой скорби и стеснённого сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Евангелие от Матфея, зач. 89
Мф 22, 1-14
Сказал Господь притчу сию: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званным: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле своё, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжёг город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званные не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдёте, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошёл сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званных, а мало избранных.
Размышление
(на Мф 22, 1-14)
Смысл притчи о брачном пире, в общем и целом, вполне прозрачен: такой пир уже в дохристианский период был символом мессианского Царства, причём под Царём подразумевался Сам Бог, а под сыном — обещанный Богом Мессия.
Брак же был браком между Мессией и народом Божиим, который обозначал собой момент полного и окончательного торжества Царства над всеми, кто противостоит Богу и посланному Им Мессии. Но в устах Иисуса традиционный сюжет приобретает новые смысловые коннотации.
Перед нами антитеза: с одной стороны, те, кого звали и кого ждали, оказались не готовы прийти, так, что Царю пришлось набирать народ с улиц, собирая нищих и бедняков, которые готовы прийти в любой дом, куда их позовут и где примут; с другой, для человека, отказавшегося от брачной одежды, вход на пир оказывается закрыт, несмотря на то, что он охотно откликается на приглашение.
Строгие требования к одежде могли бы показаться неуместными, когда дело касается нищих, если бы не одна историческая деталь: одежду для пира обычно высылал приглашённым сам хозяин вместе с приглашением, и одежда эта была доказательством того, что сидящий за столом не самозванец, что он действительно приглашён на торжество. Как видно, под зваными Спаситель в данном случае имеет в виду тех, кто считал себя мессианским остатком, о котором говорили пророки.
Таким остатком себя считали, прежде всего, фарисеи, которые были уверены, что Мессия придёт, в первую очередь, к ним и ради них: они давно Его ждут, всегда готовы встретить и сделают это не просто с радостью, но и с чувством хорошо исполненного долга: ведь они целью всей своей жизни сделали следование Торе, как они его понимали.
Но и весь народ Божий, конечно, тоже ожидал Мессию, хотя народные представления о Нём были очень далеки от евангельских. Однако при встрече с реальным Мессией всё оказалось совсем не так, как ожидали и фарисеи, и простой народ.
Те, кто, казалось бы, ждал прихода Мессии и наступления Царства, на деле оказались не готовы к тому, чтобы встретить Его и принять принесённое Им Царство. Одних отвлекли заботы и ценности непреображённого мира («поля и торговля»), другие предпочли собственную традицию и собственную религиозность, возненавидев и Мессию, и Царство, никак не вписывающиеся в их представления и не соответствующие их концепциям.
Оставались нищие, бедняки, те, кому нечего терять потому, что они ничего не имеют. Такие люди откликаются охотно. Но им, как и каждому, приходящему на пир, совершенно необходима брачная одежда.
А между тем некоторые из приглашённых, как видно, решили, что они и без того достаточно хороши, что их бедность сама по себе даёт им право на Царство. Но это не так, и пренебрегающие брачной одеждой очень скоро убеждаются, что на Царство не имеет права никто, даже бедняки. Только одежда, выданная Самим Царём, открывает приглашённым и явившимся на порог путь в Царство. А значит, и путь к спасению.
БИБЛИЯ-ЦЕНТР. Мысли вслух.
|