Адвент(лат. adventus — пришествие), в Западной Церкви — литургическое время, предшествующее Рождеству Христову и начинающее литургический год.
Обычай подготовки к празднованию Рождества засвидетельствован уже в конце IV века, когда Сарагосский собор 380 г. предписал верным не пропускать богослужений ни в один из дней с 17 декабря до праздника Богоявления.
К VI в. на Западе широко распространилась практика подготовки к Рождеству постом, продолжительность и строгость которого варьировались: в одних регионах он начинался с середины ноября, а в других его предписывалось соблюдать даже с осеннего равноденствия.
Постепенно Адвент оформился на Западе как особое литургическое время с собственной спецификой богослужения.
К эпохе зрелого средневековья в различных западных литургических обрядах закрепилась и определённая продолжительность Адвента: в мозарабском и амвросианском обрядах он начинается с воскресенья в середине ноября (таким образом, включая шесть воскресений), в римском — с воскресенья, ближайшего к 30 ноября (он открывается первой вечерней этого воскресенья и оканчивается к первой вечерне Рождества, включая в общей сложности четыре воскресенья).
Ныне Адвент в латинском обряде практически утратил характер поста, за исключением отдельных регионов, где соблюдаются обычаи соблюдения нескольких постных дней, особенно Рождественского Сочельника.[1]
На византийском Востоке короткий Рождественский пост (с 20 по 24 декабря) был известен с середины VIII в.; впоследствии он приобрёл значительно большую продолжительность (с 15 ноября).
Этот пост предваряет собою праздник Рождества Христова за сорок дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 14 ноября — дня памяти апостола Филиппа.
Рождественский пост установлен для того, чтобы верные ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвой и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.[2]
В России и на Украине используется Юлианский календарь, поэтому Рождественский пост начинается с 28 ноября (то есть 15 ноября по старому стилю).
В разных Восточных Католических церквях правила поста могут различаться.
Однако следует помнить, что основная цель поста — духовная, то есть, прежде всего, нужно поститься от греха, злых наклонностей.
В дни поста необходимо воздерживаться от злых дел, мыслей, слов, хранить чистоту духа, внутренний мир и радость.
Воздержание от греха намного важнее чем воздержание от пищи, хотя это также необходимо и помогает бороться с грехом, упражняться в духовном росте, совершенствоваться в духовной жизни.[3]
В понимании католиков западных обрядов Адвент является временем благоговейного и радостного ожидания, который имеет двоякий характер: это период подготовки к празднованию Рождества, но вместе с тем и время, когда души верных обращаются к ожиданию Второго пришествия Христа в конце времени.
Каждое из воскресений Адвента имеет определённую тему, которая находит своё выражение в евангельском чтении на мессе: в латинском обряде первое воскресенье посвящается будущему пришествию Христа в конце времён, 2 и 3 — Иоанну Крестителю, предварившему общественное служение Христа, а 4 — событиям, непосредственно предшествовавшим Рождению Господа, и особому месту Девы Марии в тайне Боговоплощения.
Подобно Великому Посту Адвент рассматривается как время усиленного покаяния, чем обусловлены фиолетовый цвет литургических облачений (из воскресных дней исключение составляет 3 воскресенье («Gaudete»), когда допустим розовый цвет;
в будние дни цвет облачений может меняться в зависимости от празднований) и скромность в убранстве храмов и в богослужении (например, по воскресеньям опускается Великое славословие).
В период Адвента Церковь в особенной степени призывает верных к совершению дел милосердия.[4]
Одной из наиболее известных традиций, касающихся Адвента, является «венок Адвента» — венок из еловых веток, в который вплетены четыре свечи. В первое воскресенье зажигается одна свеча, во второе — две и так далее, то есть становится с каждой неделей всё светлей.
Такими венками украшаются как церкви, так и дома верующих. Адвентский венок символизирует сообщество Церкви, которая в любви и радости ожидает своего Господа.[5]
1. ↑
Католическая энциклопедия. Том I. – М.: Издательство Францисканцев, 2002. С.86—87