Радуйся, Матерь Святая, * родившая миру Владыку, * Он на земле и на небе Царь во веки веков (Входной антифон праздника).
В основе почитания Девы Марии лежит истина Её Богоматеринства (греч. Теотокос). Данной истине посвящено Торжество Пресвятой Богородицы 1 января, в последний день Рождественской октавы. В связи с этим следует упомянуть, что молитва «Под Твою защиту прибегаем...», в которой выражена вера в Богоматеринство Марии, является самой древней из молитв, обращённых к Богородице, и появилась значительно раньше Ефесского Собора (431 г.), на котором этот догмат был сформулирован. Здесь мы имеем дело с конкретным случаем общего правила: благочестие народа Божия всегда предшествует провозглашению соответствующего церковного догмата, как и установлению того или иного церковного праздника.
На Западе праздник 1 января был, вероятно, самым древним Богородичным праздником. В григорианском Требнике он назван Natale Sanctae Mariae («Рождество Святой Марии»). Когда в VII веке Запад принял восточные праздники Благовещения и Рождества Богородицы, место Богородичного торжества заняла октава Рождества, однако литургические тексты сохранили многочисленные мариологические элементы. С XIII века Римская Церковь приняла на день октавы Рождества галликанский праздник Обрезания Господня. Этот порядок вещей имел место до 1969 г., когда в ходе календарной реформы дню 1 января был возвращён его исконный смысл. Литургические тексты на 1 января особенно подчёркивают идею «святого обмена» (sacrum commercium): Бог облёкся в человеческое естество в лоне Марии, чтобы приобщить всех нас к Своему Божеству.
И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Своё на тебя и даст тебе мир! Так пусть призывают имя Моё на сынов Израилевых, и Я благословлю их.
Ответный псалом Пс 66 (67)
Припев: Господи, помилуй, и благослови нас.
Боже! будь милостив к нам и благослови нас, *
освети нас лицом Твоим,
дабы познали на земле путь Твой, *
во всех народах спасение Твоё.
Да веселятся и радуются племена; †
ибо Ты судишь народы праведно, *
и управляешь на земле племенами.
Да восхвалят Тебя народы, Боже, *
да восхвалят Тебя народы все.
Да благословит нас Бог, *
и да убоятся Его все пределы земли.
Чтение Послания святого Апостола Павла к Галатам Гал 4, 4-7
Братья: Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.
Аллилуия
Бог, многократно говоривший издревле отцам в пророках, * в последние дни сии говорил нам в Сыне.
Аллилуия.
Чтение святого Евангелия от Луки Лк 2, 16-21
В то время: Пастухи поспешив пришли, и нашли Марию, и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своём. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было. По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, наречённое Ангелом прежде зачатия Его во чреве.
Размышление
Божественное материнство Марии осуществляется в двух планах: в физическом и духовном. Мария является Матерью Божьей не только потому, что Она носила Его физически во чреве, но и потому, что прежде Она с верою зачала Его в Своём сердце. Естественно, мы не можем подражать Марии в первом смысле, вновь рождая Христа физически, но можем последовать Ей во втором, рождая Его верою. О том, кого называть матерью Иисуса, указал Он Сам в Евангелии: тех, кто слушает Слово и исполняет его (Лк 8, 21). Каждый из нас призван стать одним из этих бедных и смиренных, которые, как Мария, зачинают Христа, когда любят Его искренним сердцем и с чистой совестью, и рождают Его, совершая святые дела, являющие Его миру.
Возлюбленные братья и сёстры, прославляя Богоматеринство Пресвятой Девы Марии, вознесём ко Христу, Богу нашему, молитвы о спасении душ наших и всего мира:
Молитвами Богородицы спаси нас, Господи!
1. Иисусе, предвечное Слово, избравший Непорочную Деву нетленным ковчегом, освободи нас от греха.
2. Иисусе, Спаситель мира, направь на путь спасения всех, ищущих Тебя в смирении и чистоте сердца.
3. Иисусе, Боже мира, даруй всем людям мир, основанный на справедливости, свободе и любви.
4. Иисусе, Жизнь наша, благослови наши семьи и наполни их изобилием Твоих даров.
5. Иисус, Царь славы, увенчавший Богородицу венцом небесным, сподобь усопших радоваться в Царстве Твоём.
Господи Иисусе, Сыне Марии Девы, помилуй нас и услышь прошения наши, дабы мы, молитвами Пресвятой Богородицы преодолевая искушения, возрастали в добродетелях и распространяли Твою любовь и мир, ибо Ты живёшь и царствуешь во веки веков.