Да веселится всё небесное, / да радуется всё земное, / ибо явил могущество руки Своей Господь: / попрал смертию смерть, / сделался первенцем из мёртвых, / из чрева ада избавил нас / и даровал миру великую милость (Тропарь воскресный, глас 3).
Воскрес Ты в сей день из гроба, Милосердный / и вывел нас из врат смерти. / В сей день Адам ликует и радуется Ева, / а вместе с ними и пророки с патриархами воспевают непрестанно / божественную мощь власти Твоей (Кондак воскресный, глас 3).
В сей день мы, правоверные люди, / торжественно празднуем, / осеняемые Твоим, Богоматерь, пришествием, / и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: / Покрой нас священным Твоим Покровом / и избавь нас от всякого зла, / умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, / спасти души наши (Тропарь праздника, глас 4).
Сегодня Дева предстоит в храме / и с сонмами святых невидимо за нас молится Богу. / Ангелы со архиереями поклоняются, / Апостолы же со пророками ликуют: / ибо за нас молит Богородица / Предвечного Бога (Кондак праздника, глас 3).
Покров Пресвятой Богородицы — церковный праздник в честь одного из чудесных явлений Пресвятой Богородицы. Празднуемое явление, согласно церковному преданию, произошло 1 октября 936 года, когда Византийская империя вела войну с сарацинами (по другим данным, — с русами, в ту пору язычниками, — Ред.), и Константинополю угрожала опасность.
В этот день Андрей Юродивый и его ученик Епифаний, находясь во Влахернском храме Константинополя во время всенощного бдения, увидели в вышине Богоматерь в окружении сонма святых, молящуюся о мире и распростёршую над христианами Свой покров (т.е. покрывало с Её головы). Рассказ Андрея о видении ободрил греков, и сарацины были отражены.
Величает душа моя Господа / и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моём.
Что призрел Он на смирение рабы Своей, ибо отныне назовут Меня блаженной все роды.
Послание к Евреям, зач. 320 Евр 9, 1-7
Братья, имел и первый завет постановления о служении и святилище, принадлежащее этому миру. Ибо устроена была скиния первая, в которой был и светильник, и трапеза, и предложение хлебов: она называется «Святое». За второй же завесой – скиния, называемая «Святое Святых», имеющая золотую кадильницу, и ковчег завета, со всех сторон покрытый золотом, в котором – сосуд золотой с манной, и жезл Аарона расцветший, и скрижали завета; а над ним – Херувимы славы, осеняющие очистилище, о чём не стоит ныне говорить подробно. И при таком устройстве в первую скинию постоянно входят священники, совершая служение, но во вторую – однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую он приносит за себя и за грехи неведения народа.
Аллилуия, глас 8 Пс 44, 11А. 13Б
Стих: Услышь, Дочь, и посмотри, и склони ухо Твоё.
Стих: Лицо Твоё будут умолять богатые из народа.
Евангелие от Луки, зач. 54 Лк 10, 38-42; 11, 27-28
В то время вошёл Иисус в одно селение. И женщина некая, по имени Марфа, приняла Его в дом свой. И у неё была сестра, звавшаяся Марией, которая, сев у ног Господа, слушала слово Его. Марфа же хлопотала о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи, Тебе дела нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы она помогла мне. В ответ же сказал ей Господь: Марфа, Марфа, ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно: Мария же благую долю избрала, которая не отнимется у неё.
Было же, когда говорил Он это, некая женщина, возвысив голос из толпы, сказала Ему: Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, что Тебя вскормили! Он же сказал: Поистине блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его!
Размышление
Сегодня мы читаем составной отрывок из Евангелия от Луки. Вторая часть чтения повествует о том, как «воздвигла жена некая глас от народа, и рече: Блаженно чрево, носившее Тебя и сосцы, Тебя питавшие». Эти слова, как и слова Петра в окрестностях Кесарии, — форма исповедания Иисуса Христом, обетованным Мессией от рода Давидова.
Потом, когда фарисеи будут требовать, чтобы Господь остановил возглашающих «Осанна Сыну Давидову», Он скажет: «Если они умолкнут, камни возопиют». Точно так же, если бы эта женщина умолкла, камни бы возопили, потому что, если мы верим, что Иисус из Назарета — воплотившийся Сын Божий, то мы не можем не прославлять Ту, через Кого совершилось это воплощение.
Её блаженство как Матери Создателя Своего — залог и условие нашего спасения, без Сына Марии мы бы по-прежнему пребывали в аду. Восточные гимнографы 1-го тысячелетия часто говорят о Пренепорочной как о новой Еве, чьё послушание исправило грех Евы, как послушание Её Сына исцелило грех Адама. И для нас важно с благоговением и любовью помнить ещё две вещи. Во-первых, предстоя у подножия Креста, Пресвятая Дева отдаёт Своего Сына Богу и нам с вами, чтобы верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. И во-вторых, заключая с нами Новый Завет, Господь Иисус даёт нам в пищу и питие Свои Плоть и Кровь, Которые Он принял от Пресвятой Девы.
Удивителен ответ Иисуса на восклицание женщины... Он говорит: «menoun makarioi...». Греческое menoun — выражение согласия, употребляется в значении «конечно», «без сомнения», «поистине». То есть, Он говорит: «Конечно блаженны слышащие Слово Божие и соблюдающие его». В таком виде — это слова именно о Пресвятой Деве: «Несомненно, Она блаженна, ведь Она слышала слово Божие и исполнила Его». И это не только констатация факта, но и указание пути для нас.