Информационный интернет-ресурс; не является официальным источником какого-либо религиозного объединения
Меню сайта

Архив записей

VK
Посещаемость

· RSS 24.11.2024, 21:30

Главная » 2018 » Апрель » 1 » 19 марта / 1 апреля. Неделя ваий (Вербное воскресенье)
09:00
19 марта / 1 апреля. Неделя ваий (Вербное воскресенье)

Неба Творец, на oслёнка воссев, от бессловесия смертных избавить стремится (Синаксарь в Неделю ваий).

В пятницу 6 седмицы оканчивается Святая Четыредесятница. В этот день на вечерне, соединяемой с Литургией Преждеосвященных Даров, в стихирах на «Господи, воззвах» поётся: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбие, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение (домостроительство) Твое». В субботу седмицы Ваий Церковь воспоминает чудо воскрешения Лазаря, поэтому, эта суббота именуется Лазаревой субботой. Воскрешение праведного Лазаря Церковь прославляет как доказательство Божественной силы Господа Иисуса Христа и как удостоверение в Воскресении Христа и в общем воскресении всех умерших [1].

Неделя Ваий посвящена воспоминанию торжественного входа Господня во Иерусалим, куда Господь восшёл для страданий и крестной смерти. Воспоминаемое событие описано у всех четырёх евангелистов (Мф 21, 1-11; Мк 11, 1-11; Лк 19, 29-44; Ин 12, 12-19). Этот праздник называется также Неделей Ваий («вайя» – ветвь), или Цветоносной Неделей, а также Вербным воскресеньем – от обычая освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас вербою [2].

Божью миссию на земле Господь наш Иисус Христос завершил двумя величественными актами, которыми являются воскресение Лазаря и торжественный вход в Иерусалим. Эти два события, свидетелями которых было много людей, убедительно свидетельствовали о Его мессианстве и божественности... Еврейский народ хотел видеть своего Мессию в силе и славе. Поэтому Иисус Христос воскресением Лазаря и своим торжественным въездом в Иерусалим доказал свою силу и славу, публично показав, что Он не только Господь живой и мёртвой природы, но и Господь человеческих сердец.

Христова слава длилась коротко, потому что за ним, как тень, уже следовало предательство Иуды, измена народа, осуждение иудейскими старейшинами, муки, крестный путь и распятие. Те, кто сегодня восклицают: «Осанна», через несколько дней будут кричать: «Распни».

Воскресенье Ваий показывает нам неустойчивость человеческой славы и бесполезность земного счастья. Радость и печаль на земле – это две неразлучные сестры. Поэтому, если хотим торжествовать со Христом на Небе, должны сначала здесь, на земле, прожить с Ним Страстную неделю и Голгофу. И только тогда сможем, как Он, войти туда, где вечная слава, радость и воскресение [3].

[1] Шиманский Г.И. Литургика. Раздел 17. Особенности богослужения седмиц и недель (воскресений) Великого поста. Шестая седмица Великого поста (Седмица Ваий).

[2] Шиманский Г.И. Указ. соч. Неделя (воскресенье) ваий. Вход Господень в Иерусалим.

[3] о. Юліян Катрій, ЧСВВ. Пізнай свій обряд. — Львів: Свічадо, 2004.

Послание к Филиппийцам, зач. 247
Флп 4, 4-9

Братья, радуйтесь в Господе всегда; и снова скажу: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем людям; Господь близко. Ни о чём не заботьтесь, но во всём, в молитве и прошении, с благодарением открывайте просьбы ваши пред Богом. И мир Божий, превосходящий всякий ум, соблюдёт сердца ваши и мысли ваши во Христе Иисусе. Итак, братья, всё, что истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что похвально, – если есть какая добродетель и если есть какая похвала, – об этом помышляйте. Чему вы научились, и что приняли, и услышали и увидели во мне, – то делайте, и Бог мира будет с вами.

Евангелие от Матфея, зач. 83А
Мф 21, 1-11, 15-17

В то время, когда приближался Иисус к Иерусалиму, и пришли в Виффагию на горе Масличной, тогда Иисус послал двух учеников и сказал им: идите в селение, которое напротив вас; и тотчас найдёте ослицу привязанную и ослёнка с ней; отвяжите и приведите Мне. И если кто скажет вам что-нибудь, вы ответите, что они нужны Господу, и тотчас пошлёт их. А произошло это, чтобы исполнилось сказанное чрез пророка: Скажите дочери Сиона: вот, Царь твой грядёт к тебе, кроткий и воссевший на ослицу и на ослёнка, сына подъяремной. Ученики, отправившись и сделав, как повелел им Иисус, привели ослицу и ослёнка и положили на них одежды, и Он сел поверх их. И очень многие в толпе разостлали свои одежды по дороге, другие же резали ветви с деревьев и расстилали по дороге; а народ, шедший впереди Его и следовавший за Ним, восклицал: Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних! И когда вошёл Он в Иерусалим, весь город пришёл в движение, и говорили: кто это? Народ же говорил: это пророк Иисус из Назарета Галилейского.
А первосвященники и книжники, увидев дивные дела, которые Он совершил, и детей, восклицающих в храме: Осанна Сыну Давидову! – вознегодовали и сказали Ему: слышишь Ты, что они говорят? Иисус же ответил им: да! Разве вы никогда не читали: Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил Себе хвалу? И оставив их, вышел из города в Вифанию и провёл там ночь.

Евангелие от Иоанна, зач. 41А
Ин 12, 1-18

За шесть дней до Пасхи пришёл Иисус в Вифанию, где был Лазарь, которого Иисус воздвиг из мёртвых. Сделали Ему там вечерю, и Марфа служила. Лазарь же был одним из возлежащих с Ним. Тогда Мария, взяв фунт мира из нарда чистого, многоценного, помазала ноги Иисуса и отёрла волосами своими ноги Его, и дом наполнился благоуханием мира. И говорит Иуда Искариот, один из учеников Его, которому предстояло предать Его: почему не продали это миро за триста динариев и не дали нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор и, имея денежный ящик, брал то, что туда опускали. Сказал тогда Иисус: оставь её; нужно было, чтобы сберегла она миро на день погребения Моего. Ибо нищих вы всегда имеете с собою, Меня же не всегда имеете. Узнало тогда много народа из Иудеев, что Он там, и пришли не ради Иисуса только, но чтобы и Лазаря увидеть, которого Он воздвиг из мёртвых. Первосвященники же решили убить и Лазаря, потому что многие из Иудеев ради него приходили и веровали в Иисуса.
На другой день много народа, пришедшего на Праздник, услышав, что Иисус идёт в Иерусалим, взяли пальмовые ветви и вышли навстречу Ему и восклицали: Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне и Царь Израилев! Иисус же, найдя ослёнка, сел на него, как написано: Не бойся, дочь Сиона: вот, Царь твой грядёт, сидя на молодом осле. Этого ученики Его не поняли сперва, но когда был прославлен Иисус, тогда они вспомнили, что это было о Нём написано, и это сделали Ему. Свидетельствовал же народ, который был с Ним, когда Он воззвал Лазаря из гробницы и воздвиг его из мёртвых. Потому и вышел народ к Нему навстречу, что услышали, что Он сотворил это знамение.

Размышления

Кого не было при сретении Господа, когда Он торжественно, как царь, входил в Иерусалим, и кто не взывал тогда: «осанна Сыну Давидову!» (Мф 21, 9). Но прошло только четыре дня, и тот же народ, тем же языком кричал: «распни, распни Его!» (Лк 23, 21). Дивное превращение! Но что дивиться? Не то же ли самое делаем и мы, когда по принятии св. Таин Тела и Крови Господних, чуть только выходим из церкви, забываем всё, — и своё благоговение, и Божию к нам милость, и предаёмся по-прежнему делам самоугодническим, сначала маленьким, а потом и большим, и, может быть, ещё прежде четырёх дней, хоть не кричим другому: «распни!», а сами распинаем в себе Господа. И всё это видит и терпит Господь! Слава долготерпению Твоему, Господи!

Феофан Затворник, епископ. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. Неделя Ваий.

В некотором трепете перед величием вспоминаемых событий, хочется поделиться мыслями о Входе Господнем в Иерусалим не своими, а преподобного Андрея Критского (ум. 720 или ок. 726). К сожалению, практически никто из нас не слышит его трипеснеца (краткого канона) на повечерии, и потому эти мысли преподобного, прямо скажем, малоизвестны. Вот несколько тропарей (пер. с греч.):
«Проходя жизненный путь, Спасе мой, Ты волей Твоей взалкал, желая спасения всех; Ты возжаждал обращения уклонившихся от Тебя».
«Приготовься, душа, прежде исхода, приготовься к будущей жизни, и со стремящимся ради тебя пострадать Христом, постарайся со-пострадать, и со-распяться, и умереть с Ним».
«Все верные, прилепившиеся ко Господу, стремящемуся пострадать, будем готовы на оплевание, на поругание, и на унижение, чтобы прославиться с Ним пречистыми Его Страстями».
«Украсив жизнь целомудрием и мудро сохранив веру, изыщем образ праведности, чтобы, мужественно сопровождая Христа, сораспяться с Ним».

БИБЛИЯ-ЦЕНТР. Мысли вслух.

В удостоверение общего воскресения / прежде Твоих страданий / Ты, Христе Боже, из мёртвых воскресил Лазаря. / Потому и мы, как дети, символы победы в руках держащие, / Тебе, Победителю смерти, восклицаем: «Осанна в вышних! / Благословен Грядущий во имя Господне!» (Тропарь «Общее воскресение», глас 1).

Спогребаясь с Тобой в крещении, Христе Боже наш, / мы через Твоё воскресение сподобились бессмертной жизни / и в песнях восклицаем: / «Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне!» (Тропарь «Спогребшеся Тебе крещением», глас 4).

Восседая на небесном престоле, / шествуя по земле на молодом осле, Ты, Христе Боже, / принял хвалу от Ангелов / и прославление от детей, восклицавших Тебе: / «Благословен Ты, Грядущий призвать к Себе Адама!» (Кондак Входу Господню в Иерусалим, глас 6).

Просмотров: 1154 | Добавил: admin