Чтение книги пророка Иеремии 23, 1–6
Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей! говорит Господь. Посему так говорит Господь, Бог Израилев, к пастырям, пасущим народ Мой: вы рассеяли овец Моих, и разогнали их, и не смотрели за ними; вот, Я накажу вас за злые деяния ваши, говорит Господь. И соберу остаток стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их во дворы их; и будут плодиться и размножаться. И поставлю над ними пастырей, которые будут пасти их, и они уже не будут бояться и пугаться, и не будут теряться, говорит Господь. Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасётся, и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: «Господь оправдание наше!»
Чтение Послания святого Апостола Павла к Ефесянам 2, 13–18
Братья: Теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нём. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким; потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.
Чтение святого Евангелия от Марка 6, 30–34
В то время: И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили. Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного. Ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда. И отправились в пустынное место в лодке одни. Народ увидел, как они отправлялись, и многие узнали их. И бежали туда пешие из всех городов, и предупредили их, и собрались к Нему. Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много.
Размышление
Пророк Иеремия говорит нам в сегодняшнем первом чтении (Иер 23,1-6): Вот, Я... соберу остаток стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их во дворы их; и будут плодиться и размножаться. Это пророчество относится к Мессии, пекущемуся обо всех людях вместе и о каждом в отдельности. В ответном псалме (Пс 23(22),1-6) мы читаем: Господь... водит меня к водам тихим.
Сегодняшнее Евангелие (Мк 6,30-34) демонстрирует нам заботу Иисуса об учениках, весьма уставших после напряженных апостольских трудов в близлежащих городах и селениях. Пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, – говорит Он им. Евангелист добавляет, что много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда. И отправились в пустынное место в лодке одни.
Наша жизнь, которая также является служением Христу, семье и обществу, исполнена трудов и самоотречения. Поэтому нет ничего удивительного, что порой мы чувствуем себя уставшими и нуждаемся в отдыхе. Свободное время необходимо для того, чтобы восстановить силы столь нужные для эффективного служения, чтобы избежать бессмысленного ущерба здоровью. Недостаток отдыха неизбежно отразился бы на нашем окружении, на качестве нашего служения и апостольского свидетельства, на отношениях с самыми близкими: детьми, женой, мужем, братьями и друзьями, которым мы уже не смогли бы уделить нужного внимания. Недостаток отдыха, безусловно, повредил бы и нашей апостольской миссии, исполнения которой ждет от нас Господь: христианскому воспитанию других людей.
По всем этим причинам необходимый отдых является не только правом, но и обязанностью. Тетива не сможет выдержать постоянного натяжения, а концы лука нуждаются во временном ослаблении, если только мы хотим успешно пользоваться луком все снова и снова (Св. Григорий Назианский, Молитва 26). Господь требует, чтобы мы использовали разнообразные средства для поддержания своей физической формы. Лишь таким образом мы сможем оправдать Его ожидания. Как же сильно нас, братья, любит Бог, – восклицает святой Августин: ведь когда мы отдыхаем, Бог говорит, что это Он отдыхает (Св. Августин, Комментарий на Псалмы, 131, 12). Мы же, закончив наш самоотверженный труд, исполнив свои повседневные обязанности, должны восстановить свои силы, освящая нашу усталость. Нам следует искать утешения у Господа: Он часто чувствовал себя смертельно уставшим после дневных трудов. Поэтому Он сумеет понять нас.
Порой случается так, что мы плохо себя чувствуем. Иногда это продолжается несколько дней, а иногда и дольше. Тем не менее, нам приходится по-прежнему исполнять свои обязанности: дома, в школе, у фабричного станка... Эта ситуация не должна нас смущать: она лишь свидетельствует о неизбежной человеческой слабости и становится залогом по-настоящему самоотверженных усилий. Бывают такие дни, – со всей простотой и искренностью признается Святая Тереза, – когда меня утомляет даже обычное слово, когда я хотела бы покинуть этот мир, поскольку все в нем меня утомляет (Св. Тереза Авильская, Путь совершенства, 38, 6). Эти минуты тоже следует посвящать Богу! Господь по-прежнему пребывает рядом с нами и предлагает нам воспользоваться всеми необходимыми в данном случае средствами: пойти к врачу, если это необходимо, прислушаться к его советам, подольше поспать, погулять, почитать хорошую книжку... Все это – ситуации, допущенные Богом для нашего духовного возрастания (что, между прочим, предполагает и отказ от чрезмерной озабоченности своим здоровьем) и для нашего возрастания в любви. По-настоящему любит тот, кто умеет улыбаться даже тогда, когда ему самому плохо. Посвятить такую ситуацию Господу очень важно с духовной точки зрения. Наши эмоции в данном случае не имеют значения: это ничего, что на сердце у нас пустота, что мы не наблюдаем у себя «души прекрасных порывов».
Пойдите вы одни... и отдохните немного, – говорит нам Иисус. Не сосредотачивайтесь на собственном «я»: ведь и во время отдыха мы призваны к общению со Христом, а для любви нет каникул. Куда бы ни пошел человек, до тех пор, пока он не обратится ко Христу, страдание везде найдет его и пригвоздит (Св. Августин, Исповедь, IV, 10), –
предупреждает нас Блаженный Августин. В лучшем случае, это будет боль утраты Бога.
Будучи в отпуске, мы не можем ничего не делать. Отдых, по-моему – удаление от повседневных дел, но никак не безделье. Отдыхать – значит, набраться сил, укрепить свой идеал, выработать планы... Словом – сменить занятия, чтобы потом, с новыми силами, вернуться к ним (Св. Х. Эскрива, Борозда, 514). Во время отдыха мы имеем шанс стать богаче духовно, пробуждая и углубляя в себе любовь к Богу: посредством упражнений в благочестии, в самоотверженном служении ближним, в умении забыть о себе самом. Отдых должен стать временем, когда мы делаем все возможное, чтобы облегчить жизнь нашему окружению. Радость и счастье ближних должны стать неотъемлемой частью нашего отдыха.
Ныне очень многие люди отказываются от духовной жизни. Они предпочитают отдыхать в местах, известных своей безнравственной атмосферой, в местах, в которых сознательный, стремящийся жить в согласии со своими убеждениями христианин не должен даже появляться. Весьма печально, если человек, в своей повседневной жизни ищущий
близости с Богом, уже самим фактом своего присутствия оказывает поддержку крайне безнравственным заведениям во время отпуска. Этим он наносит тяжкое оскорбление Богу. Еще печальнее, если в это сомнительное времяпровождение родители вовлекают своих детей, а ответственные лица – тех, кто доверен их попечению. Подвергая своих подопечных духовной опасности, они несут ответственность и за их грехи, в дополнение к грехам собственным.
Сколь же многим людям Господь мог бы сказать: Почему вы с таким упорством держитесь путей тяжких и скорбных? Нет мира там, где вы его ищете. Вы можете искать бесконечно: там, где вы мечтаете упокоиться, покоя быть не может. Вы ищите счастья в царстве смерти. Нет его тут! Как же может быть счастливой жизнь там, где вовсе нет жизни? (Св. Августин, цит. произв., IV, 12).
Хотя многие ныне отвергают учение о соучастии в делах дьявола, мы – стремящиеся быть добрыми христианами и желающие помочь нашим ближним стать таковыми – обязаны напоминать его нашим друзьям и сослуживцам: разумеется, в подходящей интерпретации и в соответствующей форме. Не будем забывать и о том, что хотя отдых – это
обязанность, его значение все же не абсолютно. Благо души – своей и чужой – значит больше, нежели благо плоти. Христианин, стремящийся быть цельной личностью, не допустит, чтобы отдых, доставляющий облегчение телу, одновременно травмировал душу, наносил ей ущерб, разрушал ее. Будь у нас хоть чуть-чуть доброй воли, мы нашли бы такое место и такую форму времяпрепровождения, в которых наши отношения с Богом не были бы нарушены. Тогда мы сумели бы отдохнуть в присутствии Бога, в состоянии
благодати, использовав свободное время для углубления отношений и для плодотворного апостольского свидетельства.
Франсиско Карвахал. В общении с Богом |