Чтение святого Евангелия от Луки 24, 35–48
В то время:
Два ученика рассказывали о происшедшем на пути, и как Иисус был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости ещё не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печёной рыбы и сотового мёда. И, взяв, ел пред ними. И сказал им: вот то, о чём Я вам говорил, ещё быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в Пророках и Псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мёртвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему.
Размышление
«Христос воскрес! Аллилуйя!», поёт Церковь в ликовании. И эта праздничная атмосфера, эти типично пасхальные чувства продолжаются не только во время этой недели – Октавы Пасхи, – но длятся пятьдесят дней, до Пятидесятницы. Более того, мы можем сказать, что тайна Пасхи объемлет собой все наше существование.
В это литургическое время нам предлагается действительно много библейских ссылок и стимулов к более глубокому размышлению над значением и ценностью Пасхи. «Via crucis», который мы прошли во время Страстного Триденствия вместе с Иисусом до Голгофы, вновь пережив Его скорбные Страсти, в пасхальном Навечерии стал утешающим «via lucis». Смотря на крестный путь с точки зрения воскресения, мы можем сказать, что весь этот путь страдания является дорогой света и духовного возрождения, внутреннего мира и крепкой надежды. После плача, после растерянности Страстной Пятницы, сопровождаемой тягостным ожиданием Страстной Субботы, на заре «первого дня после субботы» с силой прозвучала весть о жизни, победившей смерть: «Dux vitae mortuus / regnat vivus – Царь Жизни распятый жив и правит!». Волнующая весть о воскресении является настолько важной, что Церковь не перестаёт провозглашать её, продлевая память о ней, особенно в каждое воскресенье: каждое воскресенье – это «день Господень» и еженедельная Пасха Народа Божия. Наши восточные братья, подчёркивая эту тайну спасения, которая стоит над нашей повседневностью, называют день Господень по-русски воскресеньем.
Поэтому важно для нашей веры и нашего христианского свидетельства провозглашать воскресение Иисуса из Назарета как реальное событие, историческое, засвидетельствованное многими и авторитетными очевидцами. Мы утверждаем это с силой, поскольку и в наше время нет недостатка в тех, кто пытается отрицать историчность этого события, сводя евангельское повествование к мифу, к «видению» апостолов, вновь беря на вооружение и выдвигая старые и уже отброшенные теории как новые и научные. Конечно, воскресение не было для Иисуса простым возвращением к предыдущей жизни. В этом случае оно действительно было бы чем-то из прошлого: две тысячи лет назад кто-то воскрес, вернулся к своей предыдущей жизни, как, например, Лазарь. Воскресение ставит в другое измерение: это переход в глубоко новое измерение жизни, которое касается также нас, которое вовлекает всё человечество, историю и вселенную. Это событие внесло новое измерение жизни, оно открыло наш мир к вечной жизни, изменило существование очевидных свидетелей, как показывают евангельские повествования и другие новозаветные писания; целые поколения мужчин и женщин на протяжении веков принимали эту весть с верою и свидетельствовали о ней нередко ценою своей крови, зная, что именно так они входят в это новое измерение жизни.
Иисус, умерший на кресте и воскресший, живёт во славе, ибо победил власть смерти, привёл человека в новое общение жизни с Богом и в Боге. В этом – победа Пасхи, наше спасение! Потому, вместе со св. Августином, мы можем петь: «Воскресение Христа – надежда наша», потому что Он вводит нас в новое будущее.
Дорогие братья и сёстры, позволим же осветить себя сиянием воскресшего Господа. Примем Его с верой и будем следовать преданно Его Евангелию, как это делали привилегированные свидетели Его воскресения; как это делал несколько лет спустя св. Павел, встретивший божественного Учителя на пути в Дамаск. Мы не можем удерживать только для себя весть об этой Истине, которая изменила жизнь всех. И помолимся со смиренным упованием: «Иисусе, воскреснув из мертвых, Ты предварил наше воскресение, – мы веруем в Тебя!». Хочу подвести итог одним восклицанием, которое любил повторять Сильвано с горы Атос: «Ликуй, душа моя, вечной Пасхе, ибо воскресший Христос есть наше воскресение!». Да поможет нам Дева Мария взращивать в нас и вокруг нас эту атмосферу пасхальной радости, чтобы быть свидетелями божественной Любви в любых ситуациях нашей жизни. Ещё раз желаю всем вам Благой Пасхи!
Папа Бенедикт XVI. Катехеза во время Общей аудиенции 15 апреля 2009 г.
© Copyright 2009 – Libreria Editrice Vaticana |