Нам же подобает хвалиться крестом Господа нашего Иисуса Христа, в котором спасение, жизнь и воскресение наше, через Него мы спасены и освобождены (Ср. Гал 6:14).
Ближайшие три дня обычно называются «Пасхальным Триденствием», потому что они дают нам пережить главное событие нашего Искупления; они вводят нас в самую суть христианства: в Страсти, Смерть и Воскресение Иисуса Христа. Эти дни составляют сердце и вершину всего литургического года, как и всей жизни Церкви.
Пасхальное Триденствие начинается с Вечерни Великого четверга и завершается Навечерием Пасхи. Оно представляет собой единое богослужение пасхальной Тайны Христа, разделенное на три дня - Великую пятницу, Великую субботу и торжество Светлого Христова Воскресения; Вечерню Великого четверга можно считать Первой вечерней этого торжества. Литургические богослужения построены как одна единая великая литургия: Месса воспоминания Тайной вечери завершается не заключительным возгласом «Идите в мире», а молчанием; литургическое действо Великой пятницы начинается не с обычного приветствия и крестного знамения, оно завершается в молчании; и лишь торжественное Навечерие, начавшись в молчании, завершается благословением. Поэтому Пасхальное Триденствие – это самое важное единое торжество всего литургического года.
В дни Пасхального Триденствия Католическая Церковь призывает своих верных исполнить общие предписания: исповедаться в грехах по крайней мере один раз в году и принять Таинство Евхаристии хотя бы на Пасху, после Исповеди.
В вечерней Мессе Святого четверга, называемой Мессой Воспоминания Тайной вечери, Церковь празднует память установления Евхаристии и служебного священства. Во время Тайной вечери Иисус даёт Своим ученикам новую Заповедь любви... Великий четверг является призывом воздавать благодарение Богу за высший дар Евхаристии, которой мы должны поклоняться с живой верой и который должны принимать с благоговением. Поэтому в этот день после богослужения Церковь призывает бодрствовать перед Пресвятыми Дарами, воспоминая тот скорбный час, который Иисус провёл в одиночестве и молитве в Гефсиманском саду, до того, как Его схватили и повели на смерть.
Чтение первого Послания святого Апостола Павла к Коринфянам 1 Кор 11:20-32
Братья: итак, когда вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю. Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Моё, за вас ломимое; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Моё воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьёте чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придёт. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьёт из чаши сей. Ибо, кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осуждёнными с миром.
Последование святого Евангелия от Иоанна Ин 13:1-15
Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришёл час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец всё отдал в руки Его, и что Он от Бога исшёл и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру; и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Пётр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Пётр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлёгши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
Размышление
Сегодня мы вспоминаем первый в истории Великий четверг, когда Иисус вместе с учениками начинает праздновать Пасху. Именно тогда Он положил начало Пасхе Нового Завета, в жертвоприношении, которой отдаёт собственную жизнь для спасения человечества. Во время Тайной вечери, на первой в истории Евхаристии, Иисус установил таинство священства, благодаря которому мог остаться с нами «во все дни до скончания века» (Мф 28:20)... Именно в тот Великий четверг Иисус оставил нам заповедь любви: «Любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин 13:34). До сих пор любовь строилась на ожидании вознаграждения за оказанное чувство или на некоем соглашении. Теперь же христианская любовь строится на Христе. Он любит нас так, что готов отдать за нас Свою жизнь — с тех пор такова мера любви Его учеников и характерный знак христианства.
Однако, человек слишком слаб, чтобы так любить, потому что такая любовь — это не результат нашего усилия, а дар Бога. К счастью, Он сам есть Любовь и, одновременно, источник любви, который дан нам в Евхаристии. Кроме того, сегодня перед нашими очами проходит ритуал омовения ног. Иисус, как слуга, омывает ноги апостолам, и советует им самим поступать так по отношению друг к другу (ср. Ин 13:14). В этом жесте Учителя есть что-то большее, чем просто урок смирения. Это символ Его Страстей, абсолютного унижения, которое Он принимает для спасения всего человечества.
Богослов Р. Гуардини говорил, что «когда малый склоняется перед великим, это ещё не смирение. Так и должно быть. Истинное смирение — это когда великий унижает себя перед малым». Поэтому Иисус Христос по-настоящему кроток. Перед этой кротостью Иисуса рассыпаются в прах наши обычаи. Иисус даёт человеческим ценностям новое измерение и приглашает нас следовать за Собой, чтобы строить новый мир, в котором каждый будет слугой другого.