В службе третьей Недели Церковь прославляет Святой Крест и плоды крестной смерти Спасителя. Особенностью богослужения этой Недели является чин выноса Креста на середину храма для поклонения. Совершается тот же чин, что и на праздники 1/14 августа и Воздвижения; конец утрени (после великого славословия) служится по тому же чину, что и в праздник Воздвижения Креста Господня. На Литургии вместо «Святый Боже» поётся «Кресту Твоему покланяемся, Владыко», и читаются особые Апостол и Евангелие.
Значение Креста Христова для подвизающихся в посте объяснено Церковью в богослужебных песнопениях в многоразличных образах и подобиях. Подобно «сеннолиственному» (дающему густую тень от своих листьев) дереву, доставляющему прохладу и отдых утомлённому путнику, Крест Христов, среди подвигов поста, доставляет верующим прохладу и ободрение для довершения труда. Крест Христов как знамение победы над смертью приготовляет нас к радостному прославлению Победителя ада и смерти [1].
Святой Крест напоминает о бесконечной любви Божией к нам, о Христовых страданиях ради нас и о нашем долге мужественно нести свой крест в повседневной жизни. Ко всем нам обращается Иисус Христос: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною... Кто не несёт креста своего и не идёт за Мною, не может быть Моим учеником» (Лк 9, 23; 14, 27)... Крестопоклонная Неделя напоминает нам о сильном оружии, которое имеет каждый христианин в борьбе с врагами за своё спасение; этим оружием является Святой Крест. И как раз в это воскресенье Крест выступает перед нами как знамение силы, спасения, победы и триумфа [2].
Спаси, Господи, народ Твой / и благослови наследие Твоё (Пс 27:9).
Стих: К Тебе, Господи, я воззову. Боже мой, не промолчи, презрев меня (Пс 27:1А).
Послание к Евреям, зач. 311А Евр 4:14 – 5:6
Братья, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса, Сына Божия, будем твёрдо держаться исповедания. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать немощам нашим, но искушённого во всём подобно нам, кроме греха. Так будем же приступать со дерзновением к престолу благодати, чтобы получить нам милость и обрести благодать для благовременной помощи.
Ибо всякий первосвященник, из людей избираемый, для людей поставляется на служение пред Богом, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, способный снисходить к немощным и заблуждающимся, поскольку и сам подвержен немощи; из-за неё он и должен, как за народ, так и за себя, приносить жертвы о грехах. И никто сам себе не присваивает этой чести, но призываемый Богом так, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себя прославил, став Первосвященником, но Сказавший к Нему: Ты – Сын Мой, Я сегодня родил Тебя; как и в другом месте Он говорит: Ты – Священник вовек по чину Мелхиседека.
Аллилуия, глас 7
Стих: Вспомни сонм Твой, который Ты приобрёл от начала (Пс 73:2А).
Стих: Бог же, Царь наш прежде века, соделал спасение посреди земли (Пс 73:12).
Евангелие от Марка, зач. 37 Мк 8:34 – 9:1
Сказал Господь: Кто хочет за Мною пойти, да отречётся от самого себя, и возьмёт крест свой, и следует за Мною. Ибо кто хочет душу свою спасти, тот погубит её; кто же погубит душу свою ради Меня и Евангелия, тот спасёт её. Ибо какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? Ибо что даст человек в выкуп за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде этом прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придёт во славе Отца Своего с Ангелами святыми. И говорил Он им: Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, доколе не увидят Царства Божия, пришедшего в силе.
Размышления
Слова Спасителя «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной» дают нам удивительно конкретные указания. Значение Его слов лишь кажется нам трудным для понимания. Причина этому в том, что трудно захотеть исполнить их. Опыт жизни среди людей, имеющийся у каждого человека, даёт нам внутреннее знание того, что такое отвергнуться себя. Это значит жить не ради своих (или иных возвышенных) интересов, уделяя другим свои время и силы лишь в качестве большого одолжения. Это значит, что потребность другого человека в тебе, твоей помощи, твоём внимании важнее, чем твои потребности в чём-либо. Это значит, что люди не только предоставляют тебе возможность для смирения, но властно и жестоко требуют его, простирая свои претензии на господство вплоть до самого центра твоей личности. Принимать это ради Христа и значит взять свой крест. Сердце человека знает всё это. Иной раз нам даже приходится поступать по этой заповеди, потому что не существует иного способа выстроить здоровые отношения с людьми. Но это счастье оказывается таким болезненным, что очень трудно согласиться на это ради Распятого.