Чтение книги Откровения святого Апостола Иоанна 11, 19a; 12, 1. 3–6a. 10ab
И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его. И явилось на небе великое знамение: жена, облечённая в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд. И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлёк с неба третью часть звёзд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать её младенца. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя её к Богу и престолу Его. А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для неё место от Бога. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его.
Чтение первого Послания святого Апостола Павла к Коринфянам 15, 20–26
Братья: Христос воскрес из мёртвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мёртвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своём порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится — смерть.
Чтение святого Евангелия от Луки 1, 39–56
Встав Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин. И вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между жёнами и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моём. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. И сказала Мария: величит душа Моя Господа; и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём, что призрел Он на смирение Рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный; и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его. Явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознёс смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем. Воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века. Пребыла же Мария с нею около трёх месяцев и возвратилась в дом Свой.
Размышления
Успение Пресвятой Богородицы является одним из самых излюбленных праздников: сегодняшнее богослужение с радостью провозглашает, что Пресвятая Дева в конце Своего земного пути была принята в Божью славу телом и душой. Мария прошла через смерть, но Её тело не подверглось тлению: смиренная простота Её жизни вошла вместе с Её телом во славу Сына, Иисуса. Таким образом, Мария пребывает рядом с Господом в славе, участвуя в Его Воскресении. Всё то, что Мария пережила в Своём теле, благодаря Своему телу, все Её отношения, каждый час Её будней, Её труд, Её молитвы, радости и страдания – всё это вошло в вечность, приняло участие в вечной славе Иисуса. Когда мы созерцаем Марию, принятую на небо, в нас укрепляется уверенность в том, что целью нашего земного паломничества является небо. Наша цель – быть как Мария в славе, быть с воскресшим Иисусом, созерцать Божий лик, принимать участие, как Мария и вместе с Марией, в жизни Триединого Бога. Давайте присоединимся к призыву св. Бернарда: «Смотри на звезду, призывай Марию!».
Все великие писатели и богословы, от самой древности, подчеркивали связь, которая существует между Марией и Церковью. Жена, имевшая в чреве, увенчанная двенадцатью звёздами (Откр 11,19a; 12,1.3–6a.10ab), – это прежде всего образ Церкви, мистического тела Христова, которое продолжает рождать детей через Крещение. Новое рождение и новое достоинство приуготовано для всех тех, кто погружается в воды, проистекающие из крещального источника; но в этом главном событии жизни каждого христианина незаменимую роль играет Пресвятая Дева. Именно Она сопровождает нас в нашем взрослении духом, пока мы не станем способными следовать за Иисусом Христом как за единственным смыслом нашей жизни. С материнской любовью Она сопровождает нас с первых шагов до окончательной встречи с Господом.
Одним из самых глубоких и древних страхов, живущих в нас, является страх смерти. Смерть для нас – это страшная незнакомка, с которой все мы, раньше или позже, должны свести счёты. Хотя мы делаем всё, чтобы отодвинуть её вселяющее ужас присутствие в нашей повседневной жизни, она здесь и всячески напоминает нам, что однажды мы должны будем встретиться с нею. Поэтому священный текст (1Кор 15,20–26) помогает нам придать смысл также смерти: последнее слово вовсе не за ней, как свидетельствует об этом Пресвятая Дева Мария. После Своего земного паломничества Она была вознесена к славе небес: поэтому при взгляде на Неё наш страх смерти исцеляется любовью и надеждой. Однажды и мы будем царствовать вместе с Ней на Небесах.
Гимн Magnificat, воспетый Марией (Лк 1,39–56), состоит из вечных слов, превосходящих время. Все роды будут называть Её блаженной за то, что Она была смиренной и открытой к воле Бога. Вот он, секрет бессмертия: существует неоспоримая связь между смирением и вечностью. Чем больше мы живём в смирении и сокрытости, тем больше Бог доволен нами и готовит нам место на небесах рядом с Собой. Среди этих родов, о которых говорит Богородица, есть и мы, сегодня присоединяющиеся к огромному хору небес и земли, чтобы воспеть хвалу этой смиренной девушке. Её заслуга в том, что она уверовала в величие Бога, в то, что Он может творить самые настоящие чудеса в сердцах тех, кто полностью доверяется Ему и признаёт Его величие в своей жизни.
Радио Ватикана. 15 августа. Успение (взятие на Небо) Пресвятой Девы Марии |