Отроки еврейские с масличными ветвями в руках вышли навстречу Господу, восклицая и приветствуя Его: Осанна в вышних! Отроки еврейские расстилали свои одежды по дороге, восклицая и приветствуя Его: Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне.
В день Вербного воскресенья – как толпы в Иерусалиме – с пальмовыми и оливковыми ветвями мы с ликованием взываем к Христу, Царю славы. Торжественный ход этого воскресенья является выражением нашей веры, через которую мы узнали в Иисусе Христе Мессию, Господа и Царя нашей жизни: признать и принять Его – это значит слушать Его Слово и исполнять его. Это значит идти по пути, который Он указывает нам: по пути любви и жертвы, которым Он прошёл раньше нас. После Крестного хода Литургия Слова ведёт нас к созерцанию тайны нашего искупления в Страстях Господа. Наше спасение проходит не через триумфальный путь, но через тайну любви и боли, принятой и пережитой до конца ради каждого из нас. Бог стал человеком для того, чтобы разделить человеческое страдание. От Страстей Иисуса Христа во всякое страдание изливается утешение Бога; поэтому, каждое наше малое или большое испытание, с которыми мы сталкиваемся каждый день, принятое и пережитое с верой, становится источником любви и надежды на благо человечества. В Евхаристической литургии под видом хлеба и вина Господь приходит для каждого из нас и становится нашим спутником на жизненном пути. Он разделяет радость, страдания и испытания с каждым человеком, придавая им новый и глубокий смысл.
Последование святого Евангелия от Матфея Мф 21:1-9
В то время, когда приближался Иисус к Иерусалиму, и пришли в Виффагию на горе Масличной, тогда Иисус послал двух учеников и сказал им: идите в селение, которое напротив вас; и тотчас найдёте ослицу привязанную и ослёнка с ней; отвяжите и приведите Мне. И если кто скажет вам что-нибудь, вы ответите, что они нужны Господу, и тотчас пошлёт их. А произошло это, чтобы исполнилось сказанное чрез пророка: Скажите дочери Сиона: вот, Царь твой грядёт к тебе, кроткий и воссевший на ослицу и на ослёнка, сына подъяремной. Ученики, отправившись и сделав, как повелел им Иисус, привели ослицу и ослёнка и положили на них одежды, и Он сел поверх их. И очень многие в толпе разостлали свои одежды по дороге, другие же резали ветви с деревьев и расстилали по дороге; а народ, шедший впереди Его и следовавший за Ним, восклицал: Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне!
Гимн Христу Царю
Честь, и хвала, и слава, Тебе, наш Царь, Искупитель!
В веках звучит непрестанно: Осанна в вышних, осанна!
R. Честь, и хвала, и слава, Тебе, наш Царь, Искупитель!
В веках звучит непрестанно: Осанна в вышних, осанна!
Ты — Царь Израиля, славный потомок Давида.
Ты во имя Господне грядёшь, Царь благословенный.
R. Честь, и хвала, и слава, Тебе, наш Царь, Искупитель!
В веках звучит непрестанно: Осанна в вышних, осанна!
Все Тебя восхваляют: лики небесные — в вышних,
смертные — на земле и всё творение с ними.
R. Честь, и хвала, и слава, Тебе, наш Царь, Искупитель!
В веках звучит непрестанно: Осанна в вышних, осанна!
С пальмами люд еврейский вышел Тебе навстречу.
С ними и мы моление Тебе, песнь и хвалу возносим.
R. Честь, и хвала, и слава, Тебе, наш Царь, Искупитель!
В веках звучит непрестанно: Осанна в вышних, осанна!
Тебе, идущему на страсть, приносили дары хвалений.
Царственное величие Твоё ныне и мы воспеваем.
R. Честь, и хвала, и слава, Тебе, наш Царь, Искупитель!
В веках звучит непрестанно: Осанна в вышних, осанна!
Были милы Тебе их величания — да будут милы и наши;
всякое благо мило Тебе, Царь всеблагой и кроткий.
R. Честь, и хвала, и слава, Тебе, наш Царь, Искупитель!
В веках звучит непрестанно: Осанна в вышних, осанна!
Чтение Послания святого Апостола Павла к Филиппийцам Флп 2:5-11
Братия, в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Градуал и тракт
Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу (Пс 72:24).
V. Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем! А я – едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, –
я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых (Пс 72:1-3).
Боже мой! Боже мой! Внемли мне, для чего Ты оставил меня? (Пс 21:2a).
V. Далеки от спасения моего слова вопля моего (Пс 21:2b).
V. Боже мой! я вопию днем, – и Ты не внемлешь мне, ночью, – и нет мне успокоения (Пс 21:3).
V. Но Ты, Святый, живёшь среди славословий Израиля (Пс 21:4).
V. На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их (Пс 21:5).
V. К Тебе взывали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде (Пс 21:6).
V. Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе (Пс 21:7).
V. Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: (Пс 21:8).
V. «Он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасёт, если он угоден Ему». (Пс 21:9).
V. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище (Пс 21:18).
V. Делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий (Пс 21:19).
V. Спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня (Пс 21:22).
V. Боящиеся Господа! восхвалите Его. Всё семя Иакова! прославь Его. Да благоговеет пред Ним всё семя Израиля (Пс 21:24).
V. Придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, что сотворил Господь. (Пс 21:32).
Страсти Господа нашего Иисуса Христа от Матфея Мф 26:36-75; 27:1-60
Тогда приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам:
I. Посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там.
C. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус:
I. Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.
C. И, отойдя немного, пал на лице Своё, молился и говорил:
I. Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.
C. И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру:
I. Так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
C. Ещё, отойдя в другой раз, молился, говоря:
I. Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя.
C. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошёл опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им:
I. Вы всё ещё спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предаётся в руки грешников; встаньте, пойдём: вот, приблизился предающий Меня.
C. И, когда ещё говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришёл, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав:
S. Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его.
C. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал:
S. Радуйся, Равви́!
C. И поцеловал Его. Иисус же сказал ему:
I. Друг, для чего ты пришёл?
C. Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его. И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлёк меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсёк ему ухо. Тогда говорит ему Иисус:
I. Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть?
C. В тот час сказал Иисус народу:
I. Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня.
C. Сие же всё было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставив Его, бежали. А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины. Пётр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец. Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали:
S. Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его.
C. И, встав, первосвященник сказал Ему:
S. Что же ничего не отвечаешь? что́ они против Тебя свидетельствуют?
C. Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему:
S. Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?
C. Иисус говорит ему:
I. Ты сказал; даже сказываю вам: отныне у́зрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.
C. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал:
S. Он богохульствует! на что ещё нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! как вам кажется?
C. Они же сказали в ответ:
S. Повинен смерти.
C. Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам и говорили:
S. Прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?
C. Пётр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала:
S. И ты был с Иисусом Галилеянином.
C. Но он отрёкся перед всеми, сказав:
S. Не знаю, что ты говоришь.
C. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там:
S. И этот был с Иисусом Назореем.
C. И он опять отрёкся с клятвою, что не знает Сего Человека. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру:
S. Точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя.
C. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Пётр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоёт петух, трижды отречёшься от Меня. И выйдя вон, плакал горько.
Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осуждён, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря:
S. Согрешил я, предав кровь невинную.
C. Они же сказали ему:
S. Что нам до того? смотри сам.
C. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошёл и удавился. Первосвященники, взяв сребреники, сказали:
S. Непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови.
C. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; посему и называется земля та «землёю крови» до сего дня. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребреников, цену Оценённого, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь.
Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель:
S. Ты Царь Иудейский?
C. Иисус сказал ему:
S. Ты говоришь.
C. И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. Тогда говорит Ему Пилат:
S. Не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя?
C. И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился. На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели. Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; итак, когда собрались они, сказал им Пилат:
S. Кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?
C. Ибо знал, что предали Его из зависти. Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него. Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. Тогда правитель спросил их:
S. Кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам?
C. Они сказали:
S. Варавву.
C. Пилат говорит им:
S. Что же я сделаю Иисусу, называемому Христом?
C. Говорят ему все:
S. Да будет распят.
C. Правитель сказал:
S. Какое же зло сделал Он?
C. Но они ещё сильнее кричали:
S. Да будет распят.
C. Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал:
S. Невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.
C. И, отвечая, весь народ сказал:
S. Кровь Его на нас и на детях наших.
C. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие. Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из тёрна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря:
S. Радуйся, Царь Иудейский!
C. И плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.
Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его. И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место,
дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить. Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там;
и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую. Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря:
S. Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста.
C. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили:
S. Других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдёт с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын.
C. Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его. От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом:
I. Или́, Или́! лама́ савахфани́?
C. То есть:
I. Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
C. Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили:
S. Илию зовёт Он.
C. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили:
S. Постой, посмотрим, придёт ли Илия спасти Его.
C. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.
Все становятся на колени и некоторое время сохраняют молчание.
C. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли
и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и всё бывшее, устрашились весьма и говорили:
S. Воистину Он был Сын Божий.
C. Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых.
Когда же настал вечер, пришёл богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился.