Чтение книги пророка Осии 11, 1.3–4. 8–9
Так говорит Господь: Когда Израиль был юн, Я любил его, и из Египта вызвал сына Моего. Я Сам приучал Ефрема ходить, носил его на руках Своих, а они не сознавали, что Я врачевал их. Узами человеческими влёк Я их, узами любви; и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им. Повернулось во Мне сердце Моё; возгорелась вся жалость Моя! Не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема; ибо Я Бог, а не человек; среди тебя — Святой; Я не войду в город.
Чтение Послания святого Апостола Павла к Ефесянам 3, 8–12. 14–19
Братья: Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия — благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чём состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем всё Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем, в Котором мы имеем дерзновение и надёжный доступ через веру в Него. Для сего преклоняю колени мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укоренённые и утверждённые в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею.
Чтение святого Евангелия от Иоанна 19, 31–37
В то время: Как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней; но один из воинов копьём пронзил Ему рёбра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. Ибо сие произошло, да сбудется Писание: «кость Его да не сокрушится». Также и в другом месте Писание говорит: «воззрят на Того, Которого пронзили».
Размышление
Как поступлю с тобою, Ефрем? как предам тебя, Израиль?..
Повернулось во Мне сердце Моё,
возгорелась вся жалость Моя!
Не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема,
ибо Я Бог, а не человек (Ос 11,8-9).
В Сердце Иисуса встречаются сердце человеческое и сердце Бога. В Библии, сердце — самый распространенный термин (на иврите – лев), чтобы говорить о человеке – кто он. Используется более 800 раз. И когда ученые исследуют, что на самом деле означает «сердце» в этих контекстах, осознаем, что сердце не просто место нашей эмоциональности. Сердце не просто какая-то чувственная вещь. Также сердце редко трактуется, как физический орган. Сердце является очень ёмким символом, который говорит о человеке.
А что есть «сердце» в библейском понятии? Меньшее всего сердце означает «чувство». Наоборот, намного чаще оно обозначает то «место» во внутренности человека, где он осознаёт и где получает познание. Скорее всего, сердце есть наш ум, наша интеллектуальная способность – не как рациональность, а как место, где мы принимаем решение на основе того, что осознаем. Поэтому, сердце есть «место» нашей воли, наших намерений, наша совесть и искренняя набожность в послушании. Именно в сердце мы любим – но не просто «чувственно», а именно с нашим решением повиноваться Богу, возлюбить истину и делать добро. Разумное сердце находится в мудрости.
Именно когда мы понимаем «сердце», как место решительной любви, мы можем начинать понимать сердце Иисуса, сердце Бога. Сегодня в первом чтении мы читаем у пророка Осии, как Бог решил любить человека, не наказывать его вечно за непослушание: «Повернулось во Мне сердце Мое» и «Не сделаю по ярости гнева Моего». «Поворот» сердца не является каким-нибудь физическим замыканием у Бога или резким изменением в настроение чувств у Него… Бог справедливо гневается на человека, а не поступает на основе Своего гнева. Глубоко, в «Своем Сердце» (образно говоря…), Бог осознает Свой первоначальный замысел Творения и о человеке. Все было хорошо, «весьма хорошо», когда Бог сотворил и посмотрел на всё. Божий замысел не может быть временным, а только вечным – навсегда… Бог «видит» человеческую неверность и зло, а Он «вспоминает», что Он все сотворил с целью. Бог следует Премудрости. Любовь, которая открылась в и через все сотворенное, сейчас может явиться другим путём. Бог решает явить кто Он в Иисусе Христе. В Иисусе Христе явится Божие решение — любить человека до конца, не смотря, сколько это будет стоить. В Сердце Бога решение означает — что будет «сделано».
Иисус, как человек, в Своем сердце решает стать крайне послушным Своему Отцу, послушным замыслу Отца, когда все сотворил «хорошо весьма». Иисус решает отдать всё Своё ради тех конкретных людей, которые сейчас распинают Его. Он поступает «премудро». Только таким образом излилась Божия Любовь на всё мироздание.
о. Янез Север SJ, Москва
Размышления на каждый день |