Седмица после Недели о блудном сыне и заключающая её Неделя называются мясопустными по той причине, что ими завершается период вкушения мяса. Само воскресенье называют также «мясопуст» (греч.: отпуст мяса, лишение, прекращение вкушения мяса). Неделя мясопустная называется также Неделей о Страшном Суде, ибо на Литургии читается соответствующее Евангелие (Мф 25, 31-46).
В субботу мясопустную перед воспоминанием Страшного Суда Христова, на котором предстанут все живые и умершие, Церковь совершает поминовение всех от Адама и до днесь усопших во благочестии и правой вере. Церковь поминает «от века мертвых, всех верою поживших благочестно, и усопших благочестно или в пустынях, или во градех, или в мори, или на земли, или на всяком месте от Адама даже и до днесь, послужившия Богу чисто, отцы и братию нашу, други вкупе и сродники, всякаго человека, в житии послужившаго верно, и к Богу преставльшагося многовидно и многообразно». Церковь просит прилежно «сим (им) в час суда ответ благий дати Богу и деснаго Его предстояния получити в радости, в части праведных, и во святых жребии светлем, и достойным быти Царствия Его».
Братья, пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли ничего не теряем. Смотрите же, как бы это ваше право не стало преткновением для немощных. Ведь если кто увидит, что ты, имеющий знание, возлежишь в капище, то совесть его, как немощного, не склонится ли к вкушению идоложертвенного? И погибнет от твоего знания немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая так против братьев и нанося удар немощной совести их, вы грешите против Христа. Потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.
Разве я не Апостол? Разве я не свободен? Разве я не видел Иисуса Христа, Господа нашего? Разве не моё дело – вы в Господе? Если для других я не Апостол, то для вас – Апостол: ибо печать моего апостольства – вы в Господе.
Евангелие от Матфея, зач. 106 Мф 25:31-46
Сказал Господь: Когда придет Сын Человеческий во славе Своей, и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет Он на престоле славы Своей, и будут собраны перед Ним все народы; и Он отделит их друг от друга, как пастух отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, козлов же – по левую. Тогда скажет Царь тем, кто справа от Него: «Придите, благословенные Отца Моего! Наследуйте Царство, уготованное вам от основания мира. Ибо голоден был Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; странником был, и вы приняли Меня; наг, и вы одели Меня; болен был, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи, когда мы видели Тебя голодным, и накормили? Или жаждущим, и напоили? Когда же мы видели Тебя странником, и приняли? Или нагим, и одели? Когда же мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «Истинно говорю вам: то, что вы сделали для одного из этих братьев Моих меньших, вы для Меня сделали». Тогда скажет и тем, кто по левую сторону: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. Ибо голоден был Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; странником был, и не приняли Меня; наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи, когда мы видели Тебя голодным, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» Тогда Он скажет им в ответ: «Истинно говорю вам: то, что вы не сделали для одного из этих меньших, вы и для Меня не сделали». И пойдут они в муку вечную, а праведники – в жизнь вечную.
Размышления
Критерии Суда, описанные в этой притче, ещё и сегодня удивляют и смущают верующих и неверующих людей. Здесь не сказано ни слова о вере в обычном понимании этого слова. Ничего о конфессиях, партиях, идеологии. Ничего о «грехах» — опять же, в обычном понимании. Ничего о религиозных действиях, обрядах, молитве, Церкви. Речь даже не о Христе, как мы Его себе представляем — и спасенные и осуждённые искренне удивляются, будучи уверенны, что ни разу с Ним не встречались. Речь идёт только о тех, кто всегда мешает нам «верить», «молиться», «спасаться» — о людях вокруг нас. И о нас, как о людях. Речь о человечности, которая проявляется в отношениях людей с людьми. И здесь, на Последнем Суде, эти отношения вдруг вырастают до каких-то невообразимых, по-настоящему «религиозных» масштабов — человечность человека оказывается степенью его родства с Богом, через Человека Иисуса Христа.
Мы не можем пренебречь словами Господа: на их основе мы будем судимы. Накормили ли мы голодного, напоили жаждущего? Оказали гостеприимство чужеземцу, одели нагого? Нашли время навестить больного и заключённого (ср. Мф 25, 31-45)? И таким же образом спросится с нас, помогли ли мы преодолеть сомнение, повергающее в страх и часто обрекающее на одиночество? Сумели победить невежество, в котором живут миллионы людей, особенно дети, лишённые необходимой помощи и потому не могущие выбраться из нищеты? Были рядом с одиноким и удручённым? Простили своих обидчиков, отвергли всякую злобу и ненависть, приводящую к насилию? Проявили терпение по примеру Бога, столь терпеливого с нами? Вверили Господу в молитве своих братьев и сестёр? В каждом из этих «меньших» присутствует сам Христос. Его плоть снова становится видимой: истерзанное, израненное, избитое, истощённое тело беглеца... Мы должны Его узнать, прикоснуться к Нему, позаботиться о Нём. Не будем забывать, что сказал св. Иоанн Креста: «На закате жизни мы будем судимы по тому, как любили».