Іоакі́мъ и А́нна поноше́нія безча́дства, Ада́мъ же и Е́вва, отъ тли́ сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая святы́мъ рожество́мъ Твои́мъ. То́ пра́зднуютъ и лю́діе Твои́, вины́ грѣхо́вныя изба́вльшеся вопію́ще Ти, непло́ды ражда́етъ Богоро́дицу и пита́тельницу Жи́зни на́шея
(Конда́къ, гла́съ 4).
Церковь не имеет обыкновения праздновать день земного рождения святых, но отмечает только их рождение для неба — день смерти. Исключение составляют два величайших святых Церкви: Пречистая Дева Мария и святой Иоанн Креститель. Мы празднуем не только их небесное, но и земное рождество...
Главный источник знаний о жизни Пресвятой Богородицы — это апокрифическая книга, написанная около 170-180 года, её называют Протоевангелием Иакова... Отсюда узнаём об обстоятельствах рождества Пречистой Девы Марии, о Её родителях, и что они назывались Иоаким и Анна...
Пречистая Дева Мария по линии отца происходила из царского рода Давида, а по матери — из священнического рода Аарона. Её родители жили в Назарете и были обычными людьми, но отличались большой праведностью и жертвенной любовью к Богу и ближнему...
У евреев бездетность считалась не только отсутствием Божьего благословения, но и Божьей карой. По этой причине они испытывали много огорчений. Поэтому ничего удивительного, что они непрестанно просили у Бога ребёнка. Это была главная цель их молитв, постов и милостыни. И в конце Господь Бог на склоне лет дал им дочь, которая стала Матерью Божьего Сына.
о. Юліян Катрій, ЧСВВ. Пізнай свій обряд. — Львів: Свічадо, 2004.
Сегодня мы читаем составной отрывок из Евангелия от Луки. Вторая часть чтения повествует о том, как «воздвигла жена некая глас от народа, и рече: Блаженно чрево, носившее Тебя и сосцы, Тебя питавшие». Эти слова, как и слова Петра в окрестностях Кесарии, — форма исповедания Иисуса Христом, обетованным Мессией от рода Давидова.
Потом, когда фарисеи будут требовать, чтобы Господь остановил возглашающих «Осанна Сыну Давидову», Он скажет: «Если они умолкнут, камни возопиют». Точно так же, если бы эта женщина умолкла, камни бы возопили, потому что, если мы верим, что Иисус из Назарета — воплотившийся Сын Божий, то мы не можем не прославлять Ту, через Кого совершилось это воплощение.
Её блаженство как Матери Создателя Своего — залог и условие нашего спасения, без Сына Марии мы бы по-прежнему пребывали в аду. Восточные гимнографы 1-го тысячелетия часто говорят о Пренепорочной как о новой Еве, чьё послушание исправило грех Евы, как послушание Её Сына исцелило грех Адама. И для нас важно с благоговением и любовью помнить ещё две вещи. Во-первых, предстоя у подножия Креста, Пресвятая Дева отдаёт Своего Сына Богу и нам с вами, чтобы верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. И во-вторых, заключая с нами Новый Завет, Господь Иисус даёт нам в пищу и питие Свои Плоть и Кровь, Которые Он принял от Пресвятой Девы.
Удивителен ответ Иисуса на восклицание женщины... Он говорит: «menoun makarioi...». Греческое menoun — выражение согласия, употребляется в значении «конечно», «без сомнения», «поистине». То есть, Он говорит: «Конечно блаженны слышащие Слово Божие и соблюдающие его». В таком виде — это слова именно о Пресвятой Деве: «Несомненно, Она блаженна, ведь Она слышала слово Божие и исполнила Его». И это не только констатация факта, но и указание пути для нас.