Главная » 2023»Июль»7 » Рождество Предотечи и Крестителя Господня Іоанна
12:00
Рождество Предотечи и Крестителя Господня Іоанна
Проро́че и Предоте́че прише́ствія Христо́ва, досто́йно восхвали́ти тя недоумѣ́емъ мы, и́же любо́вію чту́щіи тя. Непло́діе бо ро́ждьшія, и о́тчее безгла́сіе разрѣша́ется, сла́внымъ и честны́мъ рожество́мъ твои́мъ. И воплоще́ніе Сы́на Бо́жія, ми́рови проповѣ́дается
(Тропа́рь, гла́съ 4).
Непло́ды дне́сь Христо́ва Предоте́чу ражда́етъ, и то́й е́сть соверше́ніе вся́каго проро́чества. Его́ же бо проро́цы проповѣ́даша, на то́мъ во Іорда́нѣ ру́ку положи́, и показа́ся Бо́жію Сло́ву проро́къ и проповѣ́дникъ, вку́пѣ и Предоте́ча
(Конда́къ, гла́съ 3).
Иоанн подготовил путь для Иисуса, не взяв ничего для себя. Люди искали его, следовали за ним, потому что слова Иоанна были сильны. Его слова достигали сердца. И он, возможно, испытывал соблазн посчитать себя важным, но этого не произошло, Иоанн не впал в это искушение. Когда к нему подходили законоучители, чтобы спросить, не он ли Мессия, Иоанн отвечал: «Я голос, всего лишь голос», но «я пришёл, чтобы подготовить путь Господу».
Вот первое призвание Крестителя: подготовить народ, подготовить сердца людей для встречи с Господом. Но кто есть Господь? И это второе призвание Иоанна: различить среди множества хороших людей, кто есть Господь. Дух открыл ему это, и он имел смелость сказать: «Вот Он. Он и есть Агнец Божий, берущий на Себя грех мира»... Третье призвание Иоанна заключается в том, чтобы умалиться. С этого момента его жизнь стала угасать, уменьшаться вплоть до уничтожения себя, дабы возрос Господь: «Ему должно расти, а мне умаляться»... И это был самый трудный этап для Иоанна, потому что Господь действовал совсем не так, как он ожидал, настолько, что в тюрьме – потому что в то время он находился в тюрьме – он страдал не только от мрака темницы, но и от мрака в своём сердце... И поскольку он был человек Божий, то просит своих учеников пойти к Иисусу и спросить: «Ты ли это на самом деле, или мы должны ожидать кого-то ещё?»...
«Три призвания в человеке: подготовить, распознать, умалить себя, дабы возрастал Господь. Как это прекрасно думать так о христианском призвании. Христианин не объявляет себя, он провозглашает Другого, подготавливает путь Другому: Господу. Христианин должен уметь различать, должен знать, как отличить правду от того, что кажется правдой... Христианин должен быть человеком, который умеет умаляться, дабы возрастал Господь в сердцах и душах других людей.
Папа Франциск. Проповедь в часовне Дома Святой Марфы 24 июня 2014 г.
В день рождества Иоанна Крестителя Церковь предлагает нам чтения, повествующие об отношениях Бога и Его избранного народа. И хотя Иоанн впервые упоминается уже в Новом Завете, он имеет самое непосредственное отношение ко всей предшествующей истории Израиля. Иногда о нем говорят как о последнем пророке Ветхого Завета. И это действительно так. Он, будучи сыном одного из священников Иерусалимского Храма, — наследник всего благочестия Ветхого Завета. И причем не только по происхождению. Он пережил встречу с Господом еще до своего рождения в мир — и Господь призвал его «от чрева в раба Себе, чтобы обратить к Нему Иакова и чтобы Израиль собрался к Нему» (Ис. 49:5).
Иоанн продолжал нести свое служение Богу — призывал людей к покаянию и после начала проповеди Христа, но своими действиями он «исполнял» (приводил в полноту) — максимально по человеческим силам совершал то, что был призван делать весь народ Израиля в период Ветхого Завета - жил перед Богом и был свидетелем перед миром о том, что грядет Спаситель. Он являет собой наиболее полную возможную святость для Божьего народа. Максимально возможное приближение к Богу человеческими силами. Но, как сказал Сам Господь, «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф. 11:11), потому что одних наших стараний — мало. И Господь хочет, чтобы мы приложили усилия — как можно больше старались приблизиться к Нему, а Он восполнит остальное — придя к нам.