Седмица после Недели о блудном сыне и заключающая её Неделя называются мясопустными по той причине, что ими завершается период вкушения мяса. Само воскресенье называют также «мясопуст» (греч.: отпуст мяса, лишение, прекращение вкушения мяса). Неделя мясопустная называется также Неделей о Страшном Суде, ибо на Литургии читается соответствующее Евангелие (Мф 25, 31-46).
В субботу мясопустную перед воспоминанием Страшного Суда Христова, на котором предстанут все живые и умершие, Церковь совершает поминовение всех от Адама и до днесь усопших во благочестии и правой вере. Церковь поминает «от века мертвых, всех верою поживших благочестно, и усопших благочестно или в пустынях, или во градех, или в мори, или на земли, или на всяком месте от Адама даже и до днесь, послужившия Богу чисто, отцы и братию нашу, други вкупе и сродники, всякаго человека, в житии послужившаго верно, и к Богу преставльшагося многовидно и многообразно». Церковь просит прилежно «сим (им) в час суда ответ благий дати Богу и деснаго Его предстояния получити в радости, в части праведных, и во святых жребии светлем, и достойным быти Царствия Его».
Размышление на Евангелие недели о Страшном Суде (Мф 25:31-46)
Чтения воскресного дня на неделях перед началом Великого Поста заставляют по-новому взглянуть на обычные вещи. И опять звучит призыв быть внимательным к людям вокруг. Быть постоянно ответственным перед Христом за свои поступки. Внимательным к свободе других людей. Внимательным к их слабостям, к их нуждам. Это – свобода во Христе, это свобода от нас самих, от страстей и пристрастий, от привычек и стереотипов.
Очень трудно общаться с людьми без определённого места жительства, людьми опустившимися, выпавшими из течения жизни. Но Христос не принуждает нас к тяжкому труду и постоянной жизни с бедняками и больными. Он призывает нас к тому, чтобы мы видели в них людей, видели в них лик Христа, который бродил по дорогам Галилеи, спал в лодке, ел плоды с деревьев и не имел места, где Ему голову преклонить.
Сегодня нам также важно, накануне мясопустной недели, когда уже не полагается есть мясную пищу, пойти на малую жертву. И особенно в Великий Пост совершить дар, жертву во имя Христа. Совершить дело или дела милосердия. Ограничить себя в физическом плане и совершать труд сердца. И чтение о Страшном суде не должно ужасать христианина. Оно только напоминает нам, что без помощи Божьей, без отношений с Ним, никакие дела милосердия не спасут нас. Невозможно людям то, что возможно Богу. Нам же нужно быть готовыми к тому, что встать мы можем по любую руку от Христа в день суда. Он – Единственный Царь, и Он, а не мы с перечнем наших добрых дел, спасает нас и дарует жизнь вечную.