Информационный интернет-ресурс; не является официальным источником какого-либо религиозного объединения
Меню сайта

Архив записей

VK
Посещаемость

· RSS 07.12.2022, 03:43

Главная » 2022 » Сентябрь » 27 » Всемірное Воздвиженіе Честнаго и Животворящаго Креста Господня
12:00
Всемірное Воздвиженіе Честнаго и Животворящаго Креста Господня

Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́ / и благослови́ достоя́ніе Твое́, / побѣ́ды на сопроти́вныя да́руя // и Твое́ сохраня́я Кресто́мъ Твои́мъ жи́тельство (Тропарь, гласъ 1).

Вознесы́йся на Крестъ во́лею, / тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству, / щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же, / возвесели́ насъ си́лою Твое́ю, / побѣ́ды дая́ намъ на сопоста́ты, / посо́біе иму́щимъ Твое́ ору́жіе ми́ра, // непобѣ́димую побѣ́ду (Кондакъ, гласъ 4).

Изначально, в IV веке, этот праздник был установлен Церковью в воспоминание Обретения Креста Господня... Император Константин Великий, испытывая чувства благоговения ко Кресту Господню, с помощью благодатной силы которого он одержал многие победы, и благодарности Богу за согласие Церкви, установленное на I Вселенском Соборе, возымел желание отыскать Честное Древо Креста Господня и соорудить храм на Голгофе. Его мать, святая равноапостольная царица Елена, желая содействовать столь благочестивому намерению своего сына, – отправилась в 326 г. в Иерусалим на поиски Креста Господня.

При его поисках руководствовались тем, что по древнему иудейскому обычаю орудия казни закапывались вблизи места её совершения... Вблизи Лобного места нашли гвозди, дощечку с надписью на трёх языках, которая была прибита над Главою распятого Христа, и три креста. Для того чтобы узнать, какой из трёх крестов является Крестом Господним, нужно было высшее свидетельство о нём. И это свидетельство было явлено в чудодейственной силе Креста: по свидетельству многих историков, прикосновением Креста Господня исцелилась находившаяся при смерти женщина.

В благоговейной радости равноапостольная царица Елена и все бывшие с ней воздали поклонение Кресту. Но людей собралось очень много, и, естественно, не все могли поклониться Честному Древу Креста Господня и даже не все могли увидеть его. Тогда Патриарх Иерусалимский Макарий, став на высоком месте, начал поднимать – воздвигать – Святой Крест, показывая его народу. Народ поклонялся Кресту, восклицая: «Господи, помилуй»...

В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено и другое воспоминание – возвращения Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена. В 614 г. Персидский шах Хозрой во время войны с Византийским императором Фокой овладел Иерусалимом и разграбил его сокровища. Он увёз из Иерусалима в Персию и Древо Животворящего Креста Господня. В Персии Честной Крест пребывал 14 лет. В 628 г. святое Древо Креста Господня после победы императора Ираклия над персами и заключения мира было отобрано у персов и возвращено в Иерусалим. Император, в смиренной одежде и босой, торжественно встретил Крест Господень в Иерусалиме, внёс его в храм, откуда он и был ранее похищен персами. Это событие совершилось 14 сентября. Таким образом, в празднике этого дня соединились два воспоминания – обретение Креста Господня и возвращение его из персидского плена в Иерусалим.

Шиманский Г.И. Литургика. Раздел 11. Воздвижение Креста Господня.

1 Кор 1:18-24; Зач. 125

Брaтіе, слово крестное, погибающимъ убо, юродство есть, а спасающемъжеся намъ, сила Божія есть. Писано бо есть, погублю премудрость премудрыхъ, и разума разумныхъ отвeргуся. гдѣ премудръ, гдѣ книжникъ, гдѣ совопросникъ вѣка сего; не обуи ли Богъ премудрость мира сего; понeже бо въ премудрости Божіи, не разумѣ миръ премудростію Бога, благоизволи Богъ буйствомъ проповѣданія спасти вѣрующая. Понeже бо и іудeе знаменія просятъ, и еллини премудрости ищутъ. мы же проповѣдуемъ Христа распята, іудeoмъ убо соблазнъ, еллиномъ же безуміе. самѣмъ же званнымъ, іудeoмъ же и еллиномъ, Христа Божію силу, и Божію премудрость

Ин 19:6-11, 13-20, 25-28, 30-35; Зач. 60

Во время оно, совѣтъ сотвориша архіерее и старцы на Ісуса, яко да убіютъ его, и приведоша его къ Пилату глаголюще, возми возми, распни его. глагола имъ Пилатъ. поимѣте его вы и распнѣте. азъ бо не обрѣтаю въ нeмъ вины. отвѣщаша ему іудeе. мы законъ имамы, и по закону нашему, долженъ есть умрети, яко себе сына Божія сотвори. Егда же слыша Пилатъ се слово, паче убояся, и вниде въ преторъ паки, и глагола Ісусови, откуду еси ты; Ісусъ же отвѣта не дастъ ему. Глагола же ему Пилатъ, мнѣ ли не глаголеши; не вѣси ли яко власть имамъ распяти тя, и власть имамъ пустити тя; отвѣща Ісусъ, не имаши власти ни единоя на мнѣ, аще не бы ти дано свыше. Пилатъ же слышавъ се слово, изведе вонъ Ісуса, и сѣде на судищи на мѣстѣ глаголемѣмъ Лиѳостротонъ, еврeйски же Гавваѳа. Бѣ же пятокъ пасцѣ, часъ же яко шестыи. И глагола іудeoмъ, се царь вашъ. они же вопіяху, возми возми распни его. Глагола имъ Пилатъ, царя ли вашего распну; отвѣщаша архіерeе, не имамы царя токмо кeсаря. Тогда же предастъ его имъ да распнется. Поeмше же Ісуса, и ведоша, и нося крестъ свой, изыде въ глаголемое лобное мѣсто, еже глаголется еврeйскы, Голгоѳа, идѣже пропяша его, и съ нимъ ина два, сюду и сюду, посредѣ же Ісуса. написа же и титла Пилатъ, и положи на крестѣ. Бѣ же написано, Ісусъ назарянинъ, царь іудeйскыи. Сего же титла мнози чтоша отъ іудей, яко близъ бѣ мѣсто града, идѣже пропяша Ісуса. И бѣ написано, еврeйскы, грeческы, римскы. Стояху же при крестѣ Ісусовѣ, мати его, и сестра матере его, Марія клеопова, и Марія Магдалыни. Ісусъ же видѣвъ матере, и ученика стояща, его же любляше. глагола матери своeй. жeно, се сынъ твой. Потомъ же глагола ученику, се мати твоя. и отъ того часа поятъ ю ученикъ во своя си. Посeмъ вѣды Ісусъ, яко вся уже совершишася. И преклонь главу, предастъ духъ. Іудeе же, понeже пятокъ бѣ, да не останутъ на крестѣ тѣлеса въ суботу, бѣ бо великъ день тоя суботы, молиша Пилата, да пребіютъ голени ихъ, и возмутъ. пріидоша же воини, и пeрвому убо пребиша голени, и другому распятому съ нимъ. на Ісуса же пришeдше, яко видѣша его уже умeрша, не пребиша ему голеніи, но единъ отъ воинъ копіeмъ рeбра ему прободе. и абіе изыде кровь и вода. и видѣвыи, свѣдѣтельствова, и истинно есть свѣдѣтельство его.

Размышление

Сегодняшнее чтение посвящено празднику Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В центре его — поклонение Кресту, которым мы спасены «от работы вражия», как поётся в величании праздника.

Евангелист Иоанн свидетельствует о Распятии и стоящих у Креста. Подножие Креста — единственное «правильное» место для каждого из нас, потому что именно в Смерти Спасителя на Кресте совершается спасение мира и даруется жизнь всем нам, даже если нам это и в голову не приходит. Мир полон страдания, объяснимого, а чаще — необъяснимого, и эта тайна не может не касаться человека. Нам это тяжело, поэтому вполне понятно наше стремление скрыться от страдания, отвернуться от него, если оно не касается нас лично. Но Евангелие говорит нам, что любое подлинное, не надуманное человеческое страдание — место особого присутствия Христа. Это Он страдает в каждом человеке, и именно здесь мы встречаем Его.

БИБЛИЯ-ЦЕНТР. Мысли вслух.

Просмотров: 53 | Добавил: admin | Теги: РКЦВО